Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Предисловие. История Китая. 2007

 
 
Представляем вашему вниманию очередной сборник статей, составленный по материалам ежегодной китаеведческой конференции, которую проводит кафедра истории Китая ИСАА при МГУ. Основой для него послужили доклады 2005 и 2006 гг.
 
С 2004 г. на кафедре истории Китая ИСАА при МГУ принята система научных исследовательских проектов. Она уже зарекомендовала себя как эффективный метод профессиональной подготовки будущих специали-
стов и дала жизнь целому ряду научных работ. Темы проектов согласуются с учебной программой — базовым лекционным курсом по специальности «История Китая» при подготовке историков, а также с научно-педагогической работой преподавателей кафедры.
 
На наш взгляд, в настоящее время задача подготовки в рамках университета квалифицированных научных кадров более чем актуальна для развития отечественной синологии как одной из составных частей востоковедения. Не секрет, что за последние годы отечественное китаеведение (имеется в виду изучение истории древности), по сравнению с 70–80-ми гг. ХХ в., заметно сдало свои позиции: сократилось число высококвалифицированных специалистов, сузилась тематика исследований, налицо старение и невосполняемость кадров. Растет оторванность от международных исследовательских центров, происходит провинциализация данной отрасли науки, связанная с утратой самостоятельности и оригинальности.
 
Одна из причин этого заключается в недостатке специалистов, которые были бы готовы к проведению масштабных, нацеленных на далекую научную перспективу коллективных (да и индивидуальных) исследовательских проектов. Это стало особенно заметно после ухода таких выдающихся ученых, как Р.В. Вяткин, В.С. Таскин, Л.Н. Меньшиков.
 
В России незамеченными прошли актуальные для мировой синологии дискуссии. В качестве примера достаточно упомянуть бурную и исключительно плодотворную дискуссию о датировке падения Шан и вообще датировках древней истории Китая до 841 г. до н.э. (хронология Ся-Шан-Чжоу). Заметно запоздали с переводом и анализом эпиграфических памятников, особенно текстов на бамбуковых и деревянных дощечках периодов Чжаньго и Западная Хань и т.п.
 
Впрочем, все это характерно для замкнутых научных корпораций в переходные периоды — во времена мировоззренческого кризиса в условиях растянувшейся во времени смены поколений. Такое явление в китаеведении уже было — также на рубеже веков, после смерти академика В.П. Васильева; тогда эта тенденция была переломлена во многом благодаря усилиям будущего академика В.М. Алексеева.
 
С другой стороны, за последние годы во всей стране значительно увеличилось число вузов, в которых преподается китайский язык, стало больше людей, свободно владеющих китайским языком. Вместе с этим стало очевидным, что одно лишь преподавание языка не снимает остроты проблемы подготовки специалистов. Как таковое знание языка еще не является профессией. Помимо языка, необходимо обучать конкретным востоковедным специальностям «историк», «литературовед», «лингвист» — классическим направлениям традиционного российского востоковедения.
 
Основная задача системы кафедральных научных проектов и заключается в том, чтобы обеспечить последовательность и систематичность в изучении ключевых аспектов китайской истории, преемственность в научно-педагогической деятельности преподавателей кафедры, а также дать студентам возможность получить углубленную подготовку по специальности «История Китая».
 
Темы проектов соответствуют основным периодам истории Древнего Китая и направлениям их изучения:
 
исследование письменных источников по истории древнего и средневекового Китая;
догосударственный период (по данным археологии);
Шан (ок. 1300–1027 гг. до н.э.);
Западное Чжоу (1027–771 гг. до н.э.);
Восточное Чжоу (771–221 гг. до н.э.);
Цинь (221–207 гг. до н.э.);
Западная Хань (206 г. до н.э. – 8 г. н.э.);
Синь (правление Ван Мана, 8–23 гг. н.э.);
Восточная Хань (23–220 гг. н.э.).
 
В будущем имеющийся опыт планируется распространить на ряд других эпох в истории Китая. В частности уже предприняты попытки изучения некоторых периодов средневековой истории:
 
Троецарствие (220–280 гг.);
Тан (618–907 гг.).
 
В масштабах педагогической работы кафедры участие в проекте имеет вид работы над курсовыми и дипломными работами. Результаты обсуждаются на ежегодных конференциях и публикуются в ежегодных сборниках в виде статей. В промежутках между конференциями проводятся открытые семинары, на которых обсуждаются различные научные проблемы, озвучиваются результаты первых научных изысканий.
Научные проекты рассчитаны на длительный период. Предполагается, что студент на 2-м курсе, выбирая тему курсовой работы, подключается к работе уже существующего исследовательского коллектива, в
который входят старшекурсники, аспиранты, преподаватели кафедры. Проект курируется преподавателем кафедры, который является научным руководителем студента. Соответственно, тема каждой новой курсовой соотносится с задачами дальнейшего развития проекта. При выборе темы учитываются интересы и предпочтения студента. Участие в проекте не является обязательным для всех студентов кафедры. В случае, если студент не выражает в этом заинтересованности, он имеет возможность писать курсовую работу в обычном порядке, обусловленном учебной программой и требованиями учебного процесса института.
 
Участие в научном проекте позволяет овладеть следующими методами научного исследования:
 
классическими (источниковедческими, текстологическими, сопоставительными);
количественными (составление и анализ баз данных), использования GIS-систем и т.п.;
перевода и анализа исторических источников;
интерпретации полученных данных.
 
Молодые исследователи применяют точные методы, позволяющие преодолеть характерную для древних исторических источников «внутреннюю противоречивость сообщаемых сведений, лаконичность и запутанность изложения, а иногда и неточности описания».[1] Поэтому в основе многих работ лежит составление баз данных и их анализ, что позволяет работать со всей совокупностью имеющихся сведений, учитывая их естественную приоритетность.
 
Студентам прививаются навыки написания и чтения научных докладов, статей, рецензий и, наконец, монографий. Большое внимание уделяется развитию навыков работы в научном коллективе, а также участия в научной дискуссии и беседе. Студенты учатся грамотно ставить научные задачи и решать их, доводя до стадии публикации.
 
Важным результатом системы проектов является возможность создания научных коллективов. Последовательная разработка перспективных научных тем, высокий профессиональный уровень могут способствовать вовлечению коллектива участников проектов в систему международных научных связей.
 
Система проектов способствует решению вопроса финансирования, поскольку такой коллектив является потенциальным грантополучателем — он в состоянии эффективно реализовать полученные средства в научной и издательской практике. Кроме того, привлекательность со стороны грантодателей и меценатов может отчасти снять остроту проблемы низкой оплаты научного труда и повышения социального статуса ученого.
 
Система проектов была разработана и введена для того, чтобы помочь представителям молодого поколения найти свое место в будущем науки, сохранить и приумножить достигнутое. Важнейшим результатом участия в системе проектов является рост уверенности студентов в собственных силах
и усиление мотивации при поступлении в аспирантуру, т.е. выбор будущей профессии происходит еще во время обучения в университете, а не после его окончания в силу стечения обстоятельств.
 
***
 
Статьи, помещенные в данном сборнике, написаны на основе докладов, прочитанных на конференциях кафедры истории Китая ИСАА при МГУ в 2005 и 2006 гг. Они посвящены изучению различных аспектов китайской истории периодов древности и раннего средневековья. Публикуемые здесь исследования и переводы источников охватывают ряд периодов истории Древнего Китая и двух периодов средневековья: Троецарствие и Тан. Во всех работах поставлены интересные научные задачи.
 
Внимание читателя может привлечь то, что все статьи написаны на основе анализа исторических источников, и большинство из них содержат краткое описание исследовательских методик, которые использовали авторы, причем, некоторые методики были разработаны ими самими. Мы надеемся, что через несколько лет авторы данного сборника займут достойное место в науке и пополнят собой ряды ученых и преподавателей академических институтов и высших учебных заведений.
 
Начиная с данного сборника, в отдельный раздел включаются переводы важнейших источников; мы также начинаем публиковать переводы классических для своего направления научных работ выдающихся ученых ХХ в. Предполагается, что это будут работы не только западных, но и китайских и японских специалистов. Необходимость увеличения числа переводов статей современных ученых в настоящее время более чем очевидна. Это связано с тем, что в последние десятилетия в мировой исторической науке, в том числе и в отдельных направлениях синологии, были получены значимые результаты, часть из которых, к сожалению, осталась незамеченной в отечественной науке. Переводы позволяют обозначить эти лакуны и отчасти
восполнить их.
 
Приглашаем к сотрудничеству коллег, будем рады любым откликам и предложениям.
 
Опубл.: ИСТОРИЯ КИТАЯ. Материалы китаеведческих конференций ИСАА при МГУ (Сб. ст.) (май 2005 г., май 2006 г.) / Моск. Гос. Ун-т им. М.В. Ломоносова. Ин-т стран Азии и Африки; [ред.-сост. М.Ю. Ульянов]. — М.: Гуманитарий, 2007. - ISBN 978-5-91367-034.  C. 5-9.


  1. Фраза из классической работы А.И. Неусыхина «Общественный строй древних германцев», М., 1929 г. (цит. по изд. М., ГПИБ России, 2001, с. 6).

Автор:
 
© Copyright 2009-2017. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.