Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Подходы современного китайского руководства к трансформации политического режима в КНР

 
(тезисы доклада)

Анализ высказываний ключевых фигур т.н. «четвертого и пятого поколений руководителей» КНР (Вэнь Цзябао, Ли Юаньчао, Ван Ян, Чжан Дэцзян и др.), равно как и исследований связанных с государством и КПК «мозговых центров», свидетельствует о том, что основное содержание политической реформы на текущем этапе заключается в проведении поэтапной, контролируемой «демократизации» политического режима сверху, кульминацией чего должна стать передачи части властных полномочий общественным организациям и органам местного (общинного) самоуправления.
 
Имитационная демократизация режима, полностью соответствующая лозунгам концепции «построения гармоничного общества» (хэсе шэхуй) призвана обеспечить сохранение монополии КПК на политическую власть в стране, удовлетворив при этом зарождающиеся протестные настроения среди формирующегося среднего класса (идеологически разделен на два лагеря: т.н. «традиционалистов» и «западников»).
 
Ключевыми моментами подобной «демократизации» являются: инспирирование, развитие и поддержка функционирования организаций, использующих частную инициативу граждан в качестве основной движущей силы. К числу таковых относятся всевозможные общественные организации, а также комитеты городских жителей (объединяют жителей жилых комплексов, компаундов, территориальных общин), в определенной степени – комитеты сельских жителей и комитеты самоуправления служащих и рабочих предприятий.
 
Следует отметить, что ставка на «низовую демократию», как часто называют данный феномен китайские ученые (Тянь Сюэюань, Инь Чжунцин и др.), находится в створе общемировой тенденции к приданию публичного характера политике и росту участия граждан в принятии властных решений.
 
Принципиальной особенностью китайского процесса является то, что КПК, направляя и контролируя процесс имитационной демократизации, не оставляет общественным организациям возможности бороться за политическую власть. В ряде случае это зафиксировано в действующем законодательстве. Так, комитеты городских жителей не включаются в административную систему, функции их ограничены решением локальных вопросов, связанных с благоустройством территории близ жилых комплексов, организацией досуга граждан и решением спорных ситуаций между соседями.
 
Несколько большим кругом функций обладают комитеты сельских жителей (КСЖ), в условиях традиционного для села ослабления внимания со стороны партийных и административных органов занимающие место основной «властной инстанции». Члены КСЖ, избираемые демократическими методами в ходе сельских сходов, обладают полномочиями распоряжаться имуществом сельской общины, в т.ч. недвижимостью и землей (что в свою очередь рождает известные коррупционные схемы). Отношения с волостным руководством строятся по формуле «прислушиваться к рекомендациям, но действовать самостоятельно». Широко растиражированный в СМИ «уканьский инцидент» зафиксировал склонность ряда высших руководителей КПК (прежде всего, Ван Яна и его единомышленников из числа «реформистов») дать селу больше свободы для решения локальных вопросов и проблем.
 
Анализ высказываний высших руководителей КНР позволяет сделать вывод о том, что деятельность КСЖ на современном этапе имеет большое значение для страны как своеобразный эксперимент по введению элементов демократии на всех низовых уровнях системы власти и управления. В то же время следует отметить, что феномен сельского самоуправления является традиционным элементом политической системы Китая, в классический период представлен институтом сян юэ, а после 1949 года связан с деятельностью народных коммун, сельских старост и т.д.
 
Очевидно, что «мозговые центры» КПК, отвечающие за выработку решений в сфере идеологии и государственного строительства, продолжают поиск наиболее оптимальных ответов на вызовы эпохи, среди которых выделяется общественный запрос на политическую реформу, почти на два десятилетия снятый с повестки дня после событий 1989 года на площади Тяньаньмэнь. Ныне задача состоит в том, чтобы дать обществу видимость демократизации режима при сохранении правящей партией монопольных позиций во власти. Для решения этих задач «четвертым поколением руководителей» заложена, а «пятым поколением», по всей видимости, будет укрепляться основа для передачи широкого круга функций от органов системы власти и управления общественным организациям и органам местного самоуправления в городе, селе и на производстве.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: Т. XLIII, ч. 2 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2013. – 487 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 9 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 414-416.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Биография Бо Цзюй-и и её отражение в ста четверостишиях (цзюэ-цзюй) второй половины его жизни
Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения


© Copyright 2009-2020. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.