Синология.Ру

Тематический раздел


Парамартха

наст. имя – Гунарата (кит. Боломото 波羅末陀, Чжэнь-ди 眞諦, санскр. Paramārtha). 499, гос-во Уджаяни (Удджайн), Зап. Индия, — 569, Гуанчжоу. Буддийский миссионер, последователь учения йогачары (юйцзя-цзун) в интерпретации Васубандху (Ши-цинь), считается основателем школ шэлунь-цзун и цзюйшэ-лунь. Наряду с Ань Ши-гао, Кумарадживой и Сюань-цзаном — один из четырех крупнейших переводчиков буд. лит-ры на кит. яз. Его жизнь в Китае складывалась непросто вследствие политич. нестабильности в стране на рубеже юж. династий Лян (502–557) и Чэнь (557–589).

В молодости изучал брахманизм, буддизм хинаяны (сяо шэн) и махаяны (да шэн). По приглашению Лян У-ди в 546 прибыл в Китай, сначала в Наньхай (юж. часть совр. пров. Гуандун), в 548 — в Цзянье (совр. Нанкин), столицу дин. Лян. Привез с собой буд. тексты, относящиеся преимущественно к традициям Абхидхармы (апитань), винаи (люй [1]), йогачары. По причине воен. действий был вынужден постоянно переезжать с места на место по территории совр. пров. Фуцзянь и Чжэцзян, впоследствии осел в Гуанчжоу.

Занимался активной переводческой деятельностью, согласно «Ли дай сань бао цзи» («Записки об исторической преемственности трех драгоценностей», см. сань бао), перевел на кит. яз. 48 буд. произведений общим объемом в 232 цз., относящихся к разделам «Сутры», «Виная», «Шастры», «Комментарии».

Наиболее значимыми из них являются пер. «Суварнапрабхаша-сутры» («Сутра Золотого Света», кит. «Цзинь гуан мин цзин») в 7 цз. в 552, «Махаяна-шраддхотпада-шастры» («Шастра о пробуждении веры в махаяну», кит. «Да шэн ци синь лунь») в 1 цз. в 553, «Махаяна-сампариграха-шастры» («Шэ да шэн лунь») в 3 цз. в 563, «Абхидхарма-коша-бхашьи» («Апидамо цзюйшэ лунь») в 22 цз. и др. В различных монастырях Юж. Китая читал проповеди по Абхидхарме, активно проповедовал учение йогачары, к-рое, однако, на первых порах не пользовалось в Китае особой популярностью вследствие широкого распространения мадхьямики.

Из учеников Парамартхи наиболее известны Хуй-кай, Чжи-цзяо, Дао-ни, Фа-тай, Цао-пи, Сэн-цзун, Хуй-куан, к-рые способствовали распространению учения шэлунь-цзун как в Южном, так и Сев. Китае.

Литература:
ТСД. Т. 50, № 2060; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань-бэй-чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 547.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.