Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Оуян Шань

歐陽山, Оуян ШаньОуян Шаньнаст. имя Ян Фэн-ци. 11.12.1908, уезд Цзинчжоу пров. Хубэй, — 26.09.2000, г. Гуанчжоу пров. Гуандун. Писатель, обществ. деятель. Из-за бед­ности родителей был в младенчестве продан в чужую семью. В 1922—1926 обучался в средней школе при Гуандунском педагогич. ун-те. В 1927 вольно­слушателем посещал занятия в Чжуншаньском ун-те (Гуанчжоу), в частности, слушал лекции Лу Синя. В эти годы Оуян Шань активно участвовал в рево­люционном и стачечном движении, параллельно пробуя свои силы на лит. поприще. Первый рассказ Оуян Шаня «На и е» («Та ночь») был опубликован в 1924 в Шанхае, его первый поэтич. сб. «Фэнь гэ» («Могильная песня») вышел в 1926 в Гонконге, первый роман «Мэйгуй цань лэ» («Розы увяли») — в 1927 в Шанхае. В 1926 Оуян Шань стал одним из организаторов Гуанчжоуского лит. об-ва, позже при участии Лу Синя преобразованного в Южнокитайское лит. об-во, и гл. редактором журн. «Гуанчжоу вэньсюэ». В 1928 из-за угрозы ареста Оуян Шань переехал в Шанхай, где стал профес. писателем. В 1928— 1937, до начала войны сопротивления Японии, Оуян Шань опубликовал шесть романов, две повести, одиннадцать сб. рассказов и эссе. Среди них повесть «Дань янь ху» («Одноглазый тигр», 1933) была написана на диалекте юэ. Обыч­ная тема его произведений 1920-х — это крушение любви молодых интелли­гентов на фоне поиска ими своего места в несправедливом об-ве. В 1930-х внимание писателя сфокусировалось на тяготах жизни простого народа, обо­стрилась социально-критич. направленность его тв-ва. В 1932 Оуян Шань отправился в Гуанчжоу, где организовал Союз пролетарских писателей и воз­главил журн. «Гуанчжоу вэньи». В 1933 он вернулся в Шанхай и вступил в Лигу левых писателей (Чжунго цзои цзоцзя ляньмэн), став одним из ее руководи­телей в сфере пропаганды. После начала войны с Японией до 1940 Оуян Шань активно занимался патриотич. работой и лит. деятельностью в тыловых райо­нах — Гуанчжоу, Чанша, Чунцине. В эти годы Оуян Шань также попробовал свои силы в драматургии, создав пьесу «Дижэнь» («Враги», 1938). В 1940 писа­тель вступил в КПК и в 1941 перебрался в Яньань. Заметное влияние на дальнейшее творчество Оуян Шаня оказали установки совещания по вопросам лит. и искусства, созванного Мао Цзэ-дуном в Яньани в мае 1942. Это прояви­лось в появлении клас. подхода, подчинении произведений текущим политич. задачам, заметном упрощении языка и его приближении к реальной речи простых людей. При этом сохранилось стремление писателя использовать диалектизмы, но на сей раз присущие сев.-западным провинциям Шэньси и Ганьсу. Наибольшую известность в этот период получил его роман «Гао Гань-да» (1947), действие к-рого разворачивается в 1941—1943 в Освобожденном районе Шэньси-Ганьсу-Нинся. Гл. герой, коммунист Гао Шэн-лян по проз­вищу Гао Гань-да, находит новый способ орг-ции кооперативов на селе и по­лучает поддержку местного населения. При этом ему приходится преодоле­вать препятствия со стороны не только косного и невежественного крестьян­ства, но и собственного обюрократившегося начальства. После образования КНР Оуян Шань возглавил ВАРЛИ пров. Гуандун, стал гл. редактором журн. «Цзопинь», занимал др. парт. и гос. посты. В 1959 увидела свет первая часть гл. произв. Оуян Шаня — пенталогии «И дай фэнлю» («Герои своей эпохи», 1959— 1985) — роман «Сань цзя сян» («Переулок Трех семей»). В данном романе писатель на примере неск. семей, живущих по соседству, дает срез кит. об-ва 1920-х и прослеживает зарождение рев. движения в Гуанчжоу. Авт. показывает непростой путь идейной закалки гл. героя, коммуниста Чжоу Бина. Несмотря на четкий клас. подход, «Переулок Трех семей» выделяется на тогдашнем лит. фоне неоднозначностью сюжетных перипетий, сложностью характеров, вни­манием к местным нравам и обычаям юга Китая. В пенталогию также вошли романы «Ку доу» («Тяжелая борьба», 1962), «Лю ань хуа мин» («Луч надежды», 1964, 1981), «Шэн ди» («Святыня», 1984), «Вань нянь чунь» («Вечная весна», 1985), отразившие судьбы революции и гл. героев вплоть до 1949. В годы «культурной революции» Оуян Шань был отправлен на «трудовое перевоспи­тание» в «школу кадров». После реабилитации писатель вернулся к активной творч. и обществ. деятельности, в 1979—1985 являлся зам. пред. СКП.
 
Источники:
Оуян Шань. Слуга народа / Сокр. пер. и предисл. Н. Пахомова. М., 1951; он же. Гао Гань-да (Светлый путь): Повести / Пер. Н. Пахомова, В. Слабнова. М., 1961.
 
Литература:
Судьбы культуры КНР (1949-1974). М., 1978.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 377-378.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.