Синология.Ру

Тематический раздел


Оуян Сю

歐陽修, Оуян СюОуян Сювторое имя Юн-шу, посмертное имя Вэнь-чжун, лит. псевдонимы Цзуй-вэн, Лю-и цзюйши. 1007, Мяньчжоу (совр. пров. Сычуань) — 1072, Инчжоу (совр. пров. Аньхой). Великий сунский поэт, литератор, историк, ху­дожник и крупный политич. деятель. В 1010, когда Оуян Сю было 3 года, умер его отец Оуян Гуань; семью покойного взял на попечение брат отца, Оуян Е, и перевез в Суйчжоу (Хубэй), к месту своей службы. В семье не хватало средств, и тогда мать Оуян Сю, г-жа Чжэн, лично взялась за первонач. обуче­ние сына — согласно легенде, преподавала ему грамоту, выводя тростинкой иероглифы прямо на земле; мальчик оказался очень способный: немного позднее, «прочитав книгу, уже постигал ее суть».
 
Одним из важнейших событий в жизни молодого Оуян Сю (в 1016) было зна­комство с сочиненияими Хань Юя (768—824), к-рые он обнаружил «в корзине для испорченных бумаг» в доме жившей неподалеку семьи Ли, имевшей приличную б-ку. Оуян Сю проштудировал все 6 цз. найденных текстов и сделал с них список: он исполнился глубокого уважения к неза­служенно забытому автору и пронес это уважение через всю жизнь. Хань Юй на многие годы стал для него авторитетом и образцом для подражания как в лит-ре, так и в делах службы.
 
В 1023 Оуян Сю выдержал областные экзамены. К этому времени его имя было уже известно среди людей образованных и склонных к книжной премудрости. И Оуян Сю направился в столицу — г. Бяньцзин (на месте совр. г. Кайфэн пров. Хэнань), где, пройдя испытания первым, был зачислен в Гуанвэньгуань (одно из подразделений Гос. училища Гоцзыцзянь, готовившее соискателей к высшим экзаменам), а в янв. 1030 принял участие в экзаменах на степень цзиньши и блестяще их выдержал, пройдя по списку первым; неск. меся­цев спустя он получил первую в своей жизни чиновничью должность, в управ­лении наместника зап. столицы (г. Лоян пров. Хэнань). Именно здесь молодой ученый познакомился с многими знаменитостями. Особенно теплые отноше­ния сложились у него с поэтом Инь Чжу (1001—1047), ставшим одним из первых единомышленников Оуян Сю в области изящного слова и продолжении дела Хань Юя в движении за «возрождение древнего» (фу гу), признанным лидером сунского этапа к-рого впоследствии стал Оуян Сю; он нашел в Инь Чжу друга и наставника и в общении с ним оттачивал мастерство владения прозой древ­него стиля (гувэнь). Тогда же Оуян Сю близко сошелся и с поэтом Мэй Яо-чэнем (1002— 1060), перед поэтич. талантом к-рого он преклонялся.
 
В 1034, завершив трехлетний срок службы в Лояне, Оуян Сю вернулся в сто­лицу и был назначен в имп. книгохранилище, где стал готовить каталог книг из собр. Чунвэньюань. Оказавшись при дворе, молодой и амбициозный уче­ный-книжник немедленно включился в политич. борьбу — против министра Люй И-цзяня (979—1044) и его приверженцев, к-рые, как считали Оуян Сю и его единомышленники, бесконтрольно захватили власть, вовсе не заботясь о благе народа и страны. Оуян Сю горячо поддержал Фань Чжун-яня (989— 1052), в 1036 в докладе на высочайшее имя, называвшемся «Сы лунь» («Че­тыре суждения»), обличившего Люй И-цзяня как узурпатора и — через это пострадавшего (Фань Чжун-янь был лишен всех постов и выслан на службу в провинцию); поэт написал письмо цензору Гао Жо-на (XI в.), где укорил его за то, что тот ничего не сделал для защиты достойного сановника, называя по­ступок Гао Жо-на «делом позорным, доселе неслыханным», а себя — привер­женцем Фань Чжун-яня. Оуян Сю вторили Инь Чжу и Юй Цзин (1000—1064), также служивший в имп. б-ке; однако высочайшее решение осталось непре­клонным, а когда Гао Жо-на предъявил письмо императору, Оуян Сю также попал в опалу и был отослан от двора — начальником Илина (пров. Хубэй). Будучи в опале, Оуян Сю по личной инициативе составил «Синь У-дай ши» («Новая история Пяти династий»), отличающуюся от предыдущих ист. сочи­нений такого характера, напр., тем, что в ней фигурируют лица, названные бескомпромиссным автором бунтовщиками и изменниками.
 
Возможность вернуться ко двору Оуян Сю получил лишь в 1040 — на преж­нюю должность, а также в свиту наследника престола — и продолжил работу над каталогом, к-рый закончил в 1041. Все это время он постоянно подавал доклады трону с суждениями о делах правления, но ни один из них не был принят к серьезному рассмотрению — потеряв надежду быть услышанным и, следовательно, полезным, Оуян Сю сам подал прошение о переводе в провин­цию и в 1042 получил назначение в Хуачжоу (пров. Хэнань).
 
В 1043 император Жэнь-цзун (на троне 1023—1064) после поражения в войне с тангутами и заключения позорного мира, согласно к-рому Сунская империя шла не только на территориальные уступки, но еще обязывалась платить еже­годную большую дань, был вынужден произвести при дворе определенные перестановки. Оуян Сю, к суждениям к-рого при дворе ранее не прислуши­вались, весной этого года был возвращен ко двору и в числе др. шестерых оп­позиционеров получил назначение в цензорат: был назначен главой этого учреждения. Вскоре Люй И-цзянь ушел в отставку, и к власти пришел Фань
 
Чжун-янь и его сторонники. Назначение Фаня произошло не без прямого влияния Оуян Сю, с мнением к-рого император теперь считался: «Каждый раз, когда [Оуян Сю] получал аудиенцию, император расспрашивал его о делах управления, которые следует осуществить, и многое по его [советам], что назы­вается, натягивалось или отпускалось», что, конечно, нравилось далеко не всем, и сунская история говорит об этом так: «В своих суждениях Сю был искренен и прям, потому все смотрели на него как на врага, и лишь император поощрял его смелые речи». Новоиспеченного цензора ожидал стремительный взлет: в то время номинальной должностью Оуян Сю была должность чиновника седь­мого ранга, к-рому полагалось офиц. платье зеленого цвета, но император, же­лая особо отметить Оуян Сю, даровал ему право носить одежду красного цвета (что являлось привилегией чиновников пятого класса и выше). «„Где взять таких людей, как Оуян Сю?“ — говаривал [император] приближенным». Однако взлет был недолгим. В 1045, после отставки Фань Чжун-яня, Оуян Сю был скомпрометирован, и, хотя обвинение это не получило никакого под­тверждения, оклеветанный Оуян Сю был отправлен в отставку и послан управ­лять обл. Чучжоу (пров. Аньхой). Там он провел два года, после чего последо­вали переводы в Янчжоу (пров. Цзянсу), а в 1049 — в Инчжоу (пров. Аньхой). Прошло целых пять лет, прежде чем Оуян Сю получил возможность вернуться ко двору, и именно эти годы подарили миру такие произведения, как «Цзуй вэн тин цзи» («Записки о беседке Пьяного Старца» или «В беседке Пьяного Стар­ца» в пер. В.М. Алексеева), «Фэн лэ тин цзи» («Записки о беседке Фэнлэтин» или «О моем павильоне Роскошного Довольства» в пер. В.М. Алексеева) и др., составившие славу сунской лит-ры, а сам Оуян Сю в это время взял себе лит. псевдоним Цзуй-вэн (Пьяный старец) и выстроил беседку с таким же назва­нием (1046). Его литературная репутация крепла — в столицу он приехал в ореоле сла­вы. «Император, увидев седину в его волосах, разговаривал с [Сю] весьма участ­ливо», в 1050 Оуян Сю был назначен в палату Лунтугэ («Палата драконовых картин») и в аппарат наместника Дамина, но через два года скончалась его мать, и Сю, как почтительный сын, удалился со службы, чтобы носить траур. Окончат. возвращение Оуян Сю ко двору произошло лишь в 1054, когда он стал членом придворной Ханьлинь академии и получил распоряжение о составлении новой истории дин. Тан. В 1055 Оуян Сю ездил посольством к киданям — по случаю восхождения на трон Дао-цзуна (на троне 1055—1100), очередного ляоского монарха из рода Елюй. Кидани приняли его с большим почетом. По возвращении Оуян Сю представил трону «Бэй ши юй лу» («Записи рассказов северного посланника»).
 
В 1056 был назначен гл. столичным экзаменатором. И несмотря на недоброже­лательность придворных, он блестяще провел экзамены, настаивая на своем понимании того, какими умениями в первую голову должны в совершенстве владеть претенденты на степень цзиньши; следуя своим литературным предпочтениям в прозе древнего стиля, Оуян Сю выделял тех, в к-рых видел единомышлен­ников, и не давал дороги писавшим начетническим вычурным стилем; именно на этих экзаменах победу одержали известные сунские литераторы Су Ши и Су Чэ, продемонстрировавшие великолепное знание канонич. сочинений.
 
Следующий год Оуян Сю провел на посту правителя столицы, к-рый принял из рук прославленного своей справедливостью и прозорливостью сунского чиновника Бао Чжэна (999-1062), впоследствии обожествленного и ставшего героем романов и пьес. В этом же году император даровал ему свиток с соб­ственноручно написанными иероглифами вэнь жу ‘просвещенный конфу­цианец’. В 1060 было закончено составление «Синь Тан шу» («Новая история [династии] Тан»).
 
За свою жизнь Оуян Сю занимал при дворе многие должности: он был и пер­вым помощником начальника Департамента государственных дел (Шаншушэн), и начальником Военного департамента, и наставником наследника тро­на. Но в 1067 Оуян Сю вновь оклеветали, распустили слухи о его незаконной связи с женой сына. Это было очень тяжелое обвинение, достаточное для то­го, чтобы лишиться любых постов; однако и здесь доказательств не нашлось, а авторитет Оуян Сю был столь велик, что он, хотя вокруг поэта и сложилось кольцо социального отчуждения, почти изоляции, удержался на службе, да и император, к-рому поэт подал неск. прошений разобраться в этом деле, в конце концов не поверил в его виновность: «Шэнь-цзун вник в клевету и от­ринул ее». Однако сам Оуян Сю, несмотря на то что император лично провел расследование и установил его невиновность, в подобных обстоятельствах не мог оставаться при дворе — он испросил перевода в провинции, сначала управ­лял обл. Бочжоу (Аньхой), а потом Цинчжоу. Именно здесь Оуян Сю вступил в конфликт со своим другом и протеже Ван Ань-ши (1021—1086), ставшим в то время министром и приступившим к осуществлению ре­форм. Оуян Сю решительно воспротивился одному из нововведений, а именно т.н. «деньгам на ранние всходы» (цин мао фа), и запретил проводить эту реформу на территории подконтрольной ему области. Он дважды подавал доклады, в к-рых разъяснял свою позицию, но ни на один не получил ответа. Последним местом его службы стала обл. Цайчжоу (Хэнань), и именно здесь Оуян Сю принял второй свой лит. псевдоним — Лю-и цзюйши (Отшельник Лю-и).
 
На склоне жизни Оуян Сю, традиционно сославшись на старость и болезни, наконец получил после многочисл. просьб отставку и отправился в поместье в Инчжоу, красота мест к-рого столь пленила его еще в сер. 1050-х, тут Оуян Сю и провел остаток дней — он умер в 1072, меньше, чем через год после ухода со службы.
 
Влияние масштабной личности Оуян Сю на послед. развитие кит. культуры велико, многогранность его деятельности удивительна. В качестве гос. мужа он настойчиво проводил в жизнь возрождение принципов классич. конфуци­анства, по выражению сунской дин. истории, «всю жизнь говорил людям правду без утайки», не смущаясь ни положением, ни происхождением оппонента, выдвигал на гос. должности людей исключительно способных, стоящих, даже если и не во всем разделял их взгляды. Найдя учителя в Хань Юе и став признанным лидером лит. реформаторского движения своего вре­мени, Оуян Сю своими выдающимися прозаич. сочинениями создал себе на­столько высокую репутацию в первую очередь как стилист и оригинальный мыслитель, что вошел в число Тан Сун ба да цзя («Восемь великих литераторов эпох Тан и Сун»), а его гувэнь, проза древнего стиля, стала образцом безуп­речности для множества послед. поколений кит. книжников. Утверждая вслед за Хань Юем в сочинительстве индивидуальность стиля, ясность и логичность мысли с одновременным владением культурным багажом предшествующих эпох, Оуян Сю был убежден, что в основе любого худ. тв-ва должно лежать постижение дао, слияние с абсолютом и в конечном счете то самое, стоящее за пределами слов наитие, о к-ром писал танский Сыкун Ту (837— 908), и именно этому должно быть подчинено произведение, а не причудли­вой лишь форме, заслоняющей собой содержание. «Но вот появился Оуян [Сю], и после него [этот стиль] был выметен без остатка. С тех пор хотя среди образованных людей одни пишут искусно, другие грубо, однако большинство их приближается к древней [простоте]... Можно сказать, что заслуга Оуян [Сю] велика», — писал о влиянии Оуян Сю на современный ему лит. процесс Лу Ю (1125— 1210) в своем путевом дневнике «Жу Шу цзи» («Поездка в Шу», пер. Е.А. Серебрякова). Оуян Сю оставил после себя более 500 произведений изящной прозы различных жанров — и в первую очередь благодаря им, а не стихам или ист. штудиям, он известен в Китае и за его пределами.
 
Как историк — в «Синь Тан шу» и «Синь У-дай ши» — Оуян Сю раздвинул привычные границы жанра офиц. историч. сочинений, включив туда сведения о тех лицах, к-рые обычно замалчивались из идеологич. или попросту цензур­ных соображений; в области изучения классич. текстов он призывал обращать­ся непосредственно к оригиналу, не придавая существ. значения толкованиям и комментариям последующих времен — ибо сказанное в каноне должно быть понятно и постижимо само по себе, именно к простоте и лаконичности изло­жения ист. фактов в канонич. соч. (напр., в «Чунь цю») следует стре­миться. Известны изыскания Оуян Сю и в области археологии и эпиграфики — его соч. «Цзи гу лу» («Записи о собранных древностях», 1063) охва­тывает документальные свидетельства (надписи на камнях, утвари, стенах храмов и др.), начиная с эпохи Чжоу (XI-III вв. до н.э.) и до правления дин. Тан, а в книжном собрании Оуян Сю, по свидетельствам современников, насчитывалось более 10 тыс. томов разнообр. сочинений.
 
Наследие Оуян Сю велико и разнообразно. До наших дней дошли собрания его прозы «Цзюй-ши цзи» («Собрание отшельника») в 50 цз. (известны три ксило­графа — сунский, минский и цинский) и «Оуян Вэнь-чжун гун цзи» («Собрание господина Оуян Вэнь-чжуна») в 153 цз. (сунский, три минских и один цин- ский ксилограф). Сохранилось также значительное число стихотворений — собрание цы «Лю-и цы» («Цы [отшельника] Лю-и») в 3 цз. (сунский и мин­ский ксилографы), около 100 цы вошло в состав «Цюань Сун цы» («Полное собрание цы [эпохи] Сун»), а в антологии «Цюань Сун ши» («Полное собра­ние поэзии/стихотворений [эпохи] Сун») содержится 22 цз. стихотворений Оуян Сю в старом стиле (всего же до наших дней дошло более 800 стихотво­рений поэта и более 200 его цы). Также сохранилось и вышедшее из-под кисти Оуян Сю первое произведение в жанре шихуа («рассуждение о стихах») — «Лю-и цзюйши шихуа» («Шихуа отшельника Лю-и»).
 
Литература:
Антология китайской поэзии. Т 3. М., 1957, с. 27—28; Китайская пей­зажная лирика. М., 1984, с. 107—117; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама. М., 1977, с. 334—338; Поэзия эпохи Сун. М., 1959, с. 72— 95; Серебряков Е.А. Китайская поэзия X—XI вв. СПб., 1979, с. 207—246; Цветет мэйхуа. М., 1979, с. 97—110; Шедевры китайской классической прозы в переводах акад. В.М. Алексеева. Т 2. М., 2006, с. 213—278; Лю Дэ-цин, Го Юй-хэн. Оуян Сю чжуань (Биография Оуян Сю). Харбин, 1995; LiuJ.T.S. Ou-Yang Hsiu, an Eleventh Century Neo-Confucianist. Stanf., 1967.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 373-377.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.