Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Образование на Тайване

 
 
Образованию на Тайване уделяется большое внимание. Традиционно в Китае образование всегда высоко ценилось, а образованные и ученые люди были уважаемыми членами общества и занимали высокое социальное положение. В настоящее время на Тайване на нужды образования расходуются значительные средства. Расходы на образование, науку и культуру составляют около 6,5% от ВНП острова и превышают 17 млрд. долларов США. Таким образом, на одного тайваньца на эти цели в год выделяется около 619 долларов (см. [7, 22.VI.2000]).
 
Развитие и совершенствование системы образования на Тайване за последние полвека, безусловно, являются одним из ключевых факторов его успешного экономического развития. Реформа системы образования на острове способствовала модернизации тайваньского общества. Повышение образовательного уровня тайваньцев позволило успешно перейти от производства трудоемких потребительских товаров к выпуску продукции высоких технологий и занять третье место в мире после США и Японии по производству и продаже компьютеров и другой высокотехнологичной продукции информационной и электронной индустрии.
 
Вопросам образования на Тайване всегда придавали большое значение. Согласно Конституции, все граждане острова имеют равные возможности для получения образования. Расходы на образование должны составлять определенную долю в бюджете на каждом из трех административных уровней: центральном, провинциальном и местном. Закреплено право на бесплатное школьное образование, бесплатные учебники для детей из бедных семей и дотации на нужды образования бедным районам.
 
В 1968 г. на Тайване была введена система обязательного девятилетнего образования, которой должны были быть охвачены все дети школьного возраста с 6 до 15 лет. Существует также широкий спектр различных возможностей получения образования для населения всех возрастов. Уровень неграмотных на острове в настоящее время составляет около 5%, тогда как в 1952 г. почти 42% населения Тайваня не умели читать или писать (см. [1, c. 33; 3, c. 174]). Такой прогресс был достигнут благодаря введению системы бесплатного образования, которая сделала образование доступным для всех и создала основу для углубленного обучения.
 
В 1949 г. на Тайване насчитывалось в общей сложности 1529 учебных заведений всех типов, включая 28 детских садов, 1231 начальную, 147 сред­них, 8 обычных и 82 школы с профессиональным уклоном, а также 4 колледжа низшей ступени, 3 колледжа, 1 университет, 2 специальные и 23 шко­лы дополнительного обучения. К 1968 г. количество учебных заведений выросло почти в 3 раза – до 4480, средние школы были разделены на школы низшей и второй ступени, а число колледжей и университетов увеличилось до 140. В 1977 г. пять колледжей и университетов получили статус «открытых», что означало облегченные вступительные экзамены и гибкие учебные часы для тех, кто не имел возможности посещать занятия в обычное учебное время (см. [1, c. 33]).
 
Система школьного образования начинается с дошкольного обучения. На Тайване существует система двухлетнего дошкольного образования, которая рассчитана на детей 3–5 лет. Его получают почти 40% детей этой возрастной группы, 25% детей посещают детские сады и еще 15% различные подготовительные курсы. Тем не менее число детей, охваченных дошкольным образованием, на Тайване существенно ниже, чем в развитых странах, где этот показатель составляет 80–90% (см. [8, 13.X.2000]).
 
В связи с этим ставится задача увеличить число детей, обучающихся по программам дошкольного образования, до 80%, для чего предполагается расширить число детских дошкольных образовательных учреждений путем передачи их существующим начальным школам и использовать тем самым уже имеющиеся школьные возможности, а также оказывать поддержку детским садам.
 
Система обязательного 9-летнего школьного образования включает в себя 6-летнее начальное, а также 3 года среднего образования первой ступени. В настоящее время более 99% детей соответствующего возраста посещают общеобразовательные школы. В 1950 г. из всех детей школьного возраста начальную школу посещали менее 80%, среднюю школу заканчивали только 40% (см. [1, c. 34]). В настоящее время почти четверть всего населения острова посещает какие-либо образовательные учреждения. В начале 50-х годов этот показатель был равен только 13,9%. Высшее образование 50 лет назад имели только 3,7% населения, а 94% учащихся заканчивали свое обучение в средней школе (см. [6, 1.Х.1999]).
 
Сейчас почти 95% выпускников школ с девятилетним образованием продолжают обучение в школах, имеющих классы 3-летнего среднего образования второй ступени или в профессионально-технических учебных заведениях. После их окончания учащиеся получают законченное среднее образование. Для поступления в общеобразовательную школу второй ступени или в профессиональное училище необходимо сдать экзамены по определенным предметам. Отбор происходит на конкурсной основе.
 
С начала 90-х годов на Тайване проводится реформа, предусматривающая отказ от вступительных экзаменов. Предлагается направлять учащихся для продолжения обучения исходя из суммы балов, которые они набрали в тестах на протяжении трех лет обучения в средней школе первой ступени. Эти меры должны способствовать тому, чтобы исключить зубрежку в школах при подготовке к экзаменам по отдельным предметам. Новая система осуществляется с середины 90-х годов в ряде тайваньских школ. Однако не все учителя и родители поддерживают подобную реформу, несмотря на то что новая система оценки знаний учащихся должна стать более объективной.
 
В этой связи выражаются сомнения в том, что школьников удастся избавить от перегрузок во время подготовки к экзаменам, а также высказываются опасения, что новая система может привести к коррупции учителей, от которых будет зависеть дальнейшая судьба учащихся. В силу этих причин система отказа от вступительных экзаменов не вводится повсеместно, а проводится в ряде школ в качестве эксперимента.
 
Для слепых, глухих, умственно отсталых и детей с физическими недостатками созданы специальные школы, а также существуют специальные классы в обычных школах. Для тех, кто по каким-либо причинам не смог посещать обычную школу, существуют дополнительные школы – общеобразовательные и профессиональные. Выпускники этих школ пользуются теми же возможностями, что и выпускники обычных школ. Они могут или продолжить свое образование, или пойти работать. Кроме того, организованы специальные классы начального образования в вечернее время для неграмотных взрослых. Для них существуют также краткосрочные курсы в технических центрах, где они получают практические знания по выбранной специальности.
 
Для одаренных детей существуют специальные школы или классы в обычных школах, где дети обучаются по специальным программам, отвечающим их интересам, там наиболее талантливые дети могут совершенствовать свои способности в таких направлениях, как музыка, изобразительное искусство, танцы или спорт.
 
После окончания 12-летней школы учащиеся, желающие получить высшее образование, поступают в колледжи и университеты. Для этого им необходимо сдать единый экзамен. В высшие учебные заведения поступают более 66% выпускников 12-летних школ, получивших законченное среднее образование. Для тех, кто не сдал единый экзамен, существует возможность, после того как они отработают год, учиться в двухгодичном колледже.
 
Обучение в большинстве колледжей и университетов длится 4 года, а в юридических и медицинских колледжах – от 5 до 7 лет. Колледжи и университеты Тайваня предоставляют также широкие возможности для получения степеней магистра и доктора, для чего необходимо сдать соответствующие вступительные экзамены для продолжения образования и получения этих степеней. В число 141 высшего учебного заведения острова в настоящее время входят 44 университета, 61 независимый колледж и 36 двухгодичных колледжей (см. [9]).
 
Кроме того, на острове существует система дополнительного образования, которая включает в себя не только учебные заведения, но и использует образовательные возможности музеев, библиотек, выставок и культурных центров. На их базе создаются специальные образовательные программы в основном для взрослых. Они предлагают различные курсы для дополнительного и семейного образования, а также для повышения квалификации. Существуют курсы китайского языка для тех, кто не владеет пекинским диалектом, а также специальные программы по литературе, математике. Кроме того, для взрослых организованы классы для совершенствования по конкретным специальностям.
 
Те, у кого нет времени посещать учебные занятия, могут продолжать свое образование в открытом университете, который ведет специальные образовательные передачи по радио. Обучаясь по таким радиокурсам, после сдачи необходимых экзаменов можно получить степень бакалавра. Первый такой открытый университет был организован на юге Тайваня в Гаосюне. Программы открытого университета рассчитаны на тех, кто получил законченное среднее образование в 12-летней средней школе второй ступени. Кроме того, существуют подобные образовательные программы и на телевидении.
 
В целом система образования на Тайване достаточно успешно справляется со своей главной задачей повышения образовательного уровня населения. На острове существует высокий уровень грамотности, и его жителям предоставляются разнообразные и широкодоступные образовательные возможности.
 
Развитие системы образования на острове всегда отражало потребности экономического развития и стремилось удовлетворить спрос общества на квалифицированную рабочую силу. Приоритеты и политика в области образования менялись в зависимости от требований, предъявляемых к нему на каждом этапе развития экономики.
 
Так, в 50-е годы главный акцент был сделан на расширение начального образования, с целью скорейшего сокращения числа неграмотных. В 60-е годы, по мере решения этой проблемы, был увеличен срок обязательного школьного образования с 6 до 9 лет. В 70-е основное внимание стало уделяться уже не общеобразовательным школам, а развитию системы профессионального обучения, что было связано с переходом тайваньской промышленности от производства простых трудоемких товаров к более сложной продукции электроники. В 80-е и 90-е годы происходило быстрое развитие высшего образования, особенно по техническим специальностям, резко возросло число индустриальных колледжей. Это отражало новый этап развития промышленности в сфере высоких технологий и информационной индустрии.
 
В 90-е годы на Тайване активно осуществлялись мероприятия по сокращению числа учащихся в классах. К 2000 г. средний размер классов в средних школах был сокращен до 32 человек. Кроме того, были переписаны учебники по общественным наукам и истории, для того чтобы в них больше места занимали вопросы, связанные с тайваньской историей и культурой.
 
Реформа системы образования, проводившаяся на Тайване в 90-е годы, была сфокусирована на высшем образовании, она старалась найти правильный баланс для объективной оценки знаний учащихся. Для этого расширялись возможности поступления в среднюю школу второй ступени и в высшие учебные заведения не только после сдачи единого экзамена, но и с учетом полученных оценок и набранных в процессе обучения в школе баллов без экзаменов. Все это имело целью предоставить большему числу учащихся возможность получить высшее образование.
 
В настоящее время на Тайване существенно расширились возможности получения высшего образования. Это произошло за счет увеличения числа высших учебных заведений, а также благодаря повышению жизненного уровня населения, способного оплачивать свое образование в высших учебных заведениях. Начиная с 1991 г. на острове проводилась политика либерализации в сфере высшего образования, которая позволяла большому числу учебных заведений достаточно легко получить университетский статус. Многие колледжи Тайваня в последние годы стали называться университетами. Все это привело к тому, что в настоящее время практически любой житель Тайваня, обладающий необходимыми средствами, может получить высшее образование.
 
Почти 20 лет назад такую ситуацию было трудно представить. Многие, кто в прошлом только мечтал об обучении в университете, теперь могут осуществить свою мечту. Доля студентов колледжей и университетов в общей численности населения Тайваня достигла самой высокой отметки за всю историю его существования и является одной из самых высоких в мире. Университетское образование высоко ценится не только вследствие традиционного уважения к образованным людям, но и потому, что все труднее и труднее становится найти высокооплачиваемую работу без степени бакалавра.
 
В целом увеличение возможностей для получения высшего образования является позитивной тенденцией и отвечает растущим потребностям населения в хорошем образовании, а экономики – в высококвалифицированных кадрах. Однако подобная тенденция вызывает и определенное беспокойство, особенно в свете долгосрочного развития высшего образования на острове. Прежде всего это беспокойство связано со снижением качества образования в университетах Тайваня. Вследствие увеличения числа частных университетов уровень преподавания в них падает и все меньше соответствует необходимым стандартам образования, принятым в высших учебных заведениях за рубежом.
 
Несмотря на то что в последние годы было урезано бюджетное финансирование высшего образования, число университетов продолжало расти. Теоретически вновь созданные университеты имеют тот же статус, что и хорошо известные высшие учебные заведения, однако стандарты обучения в них не всегда совпадают. В частных университетах требования к успеваемости студентов очень низкие, что позволяет без особых усилий переходить с курса на курс, а это неизбежно снижает качество профессиональной подготовки. Многие из студентов вновь созданных частных вузов рассматривают обучение в университете как веселое времяпровождение и не прикладывают труда для получения знаний. Все это приводит к резкому снижению уровня высшего образования на Тайване, что не может не вызывать беспокойства. В этой связи предполагается больше внимания уделять качеству образования в университетах и принимать необходимые меры для его улучшения.
 
Высокий статус образования и желание тайваньских студентов повышать свою квалификацию приводят к тому, что многие тайваньцы стремятся получить высшее образование за рубежом. Поэтому во всех учебных заведениях, начиная со средних школ, хорошо налажено изучение английского языка, главного международного языка бизнеса и коммерции.
 
В связи с этим существует проблема с возвращением тайваньских студентов, получивших образование за рубежом. Многие из них стремятся остаться в США и других развитых странах, где они получили образование, и найти там хорошо оплачиваемую работу. Для возвращения их назад на Тайване разработан ряд мер по привлечению специалистов, получивших образование за рубежом. Эти меры за последние годы дали свои результаты, и все большее число тайваньских студентов, закончивших высшие учебные заведения за рубежом, стали возвращаться на родину. Для них создаются возможности по организации собственного бизнеса, особенно в сфере высоких технологий в научно-промышленных парках и прежде всего в самом первом и крупном тайваньском научно-промышленном парке Синьчжу. Эти меры по привлечению назад тайваньских специалистов разработаны в контексте программы по превращению Тайваня в «зеленый силиконовый остров», или остров науки и технологии.
 
Благодаря активной образовательной политике на Тайване за последние два десятилетия произошло существенное повышение образовательного уровня рабочей силы. Если в середине 60-х годов образование на уровне начальной школы имели свыше 90% всех работающих, то к концу 90-х их доля снизилась до 40%. В то же время число работников со средним или средним профессиональным образованием возросло с 6,8 до 34,6%, а с высшим образованием – с 3 до 25% (см. [5, № 11, v. 89, 1999, c. 75]). Образовательный уровень тайваньской рабочей силы продолжает повышаться. С конца 80-х годов число работающих с высшим образованием выросло почти в 2 раза, в то время как со средним и средним профессиональным образованием – только в 1,4 раза.
 
Для того чтобы отвечать потребностям экономического развития, в системе высшего образования начиная с середины 60-х годов был отдан приоритет техническим специальностям. В результате этого число студентов, изучающих научно-технические специальности, стабильно росло, а также увеличивалась их доля в общем числе выпускников вузов. Это обеспечивало тайваньские высокотехнологичные отрасли квалифицированной рабочей силой. Если число выпускников тайваньских вузов с конца 70-х до начала 2000-х годов увеличилось в 3,4 раза, то число выпускников, получивших технические специальности, выросло за тот же период в 4,1 раза. Их доля в общей численности выпускников увеличилась с 45,5 до 55,5%, что является оптимальным соотношением по международным стандартам (см. [5, № 12, v. 90, 2000, c. 39]).
 
Развитие высокотехнологичных отраслей, и в первую очередь информатики и электроники, стало главной движущей силой тайваньской промышленной модернизации и экономического роста в целом. Развитие образования, прежде всего высшего, сыграло главную роль в становлении этих отраслей. Развитие и совершенствование системы образования спо­собствовало Тайваню осуществить успешный переход от постиндустриального к информационному обществу. Инвестиции в образование на острове рассматриваются как самые рентабельные, поскольку повышение уровня знаний в обществе ведет к качественным изменениям в нем. Подготовка интеллектуальных кадров и воспитание нового высокообразованного поколения, способного решать все более сложные технические, социально-экономические и экологические проблемы XXI в., является залогом успешного развития в будущем.
 
Образование всегда служило надежным фундаментом и одним из объяснений успешного экономического развития Тайваня. Стремительные трансформационные процессы в тайваньском обществе происходят при гармоничном сочетании самобытной древней китайской культуры и новейших научно-технических и интеллектуальных достижений, которые нацелены на продуманный и уверенный переход в информационное общество нынешнего века.
 
Литература
1.  Оскар Чун, Келли Хаер, Вирджиния Шэн. История Тайваня. Общество. М., 2000.
2.  Современный Тайвань. Иркутск, 1994.
3.  Contemporary Republic of China, the Taiwan Experience, 1950–1980. Ed. by James C. Hsiung et al. N.Y., 1981.
4.  The Republic of China. Yearbook. 2002. Taipei, 2002.
5.  Industry of Free China, Council for Economic Planning and Development. Executive Yuan Republic of China.
6.  Free China Journal.
7.  Taipei Times.
8.  United Daily News.
9.  Ministry of Education.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXIV научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит.,  2004. – 304 с. С. 294-300.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Биография Бо Цзюй-и и её отражение в ста четверостишиях (цзюэ-цзюй) второй половины его жизни
Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения


© Copyright 2009-2020. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.