Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Несколько слов об истории буддийских храмов в Китае

(Эпохи Хань – Тан)
 
1. Архитектурный стиль буддийских храмов в Китае можно в основном разделить на северный и южный, что соответствует главным буддийским традициям – школе Махаяна и школе Тхеравада. Подавляющее большинство храмов относится к самой распространённой в Восточной Азии махаянской школе. Места же распространения храмов южной ветви буддизма ограничены главным образом крайним югом пров. Сычуань – районом Сишуанбаньна, где большинство населения составляют народности, родственные проживающим по соседству в странах Юго-Восточной Азии.
 
2. Оказав огромное влияние на духовную жизнь Китая, буддизм принёс с собой новые формы художественной культуры, и прежде всего культовой: храмовой архитектуры, скульптуры и иконописи. Воздействие индийской буддийской традиции хорошо прослеживается в композиционной идее построения храмовых ансамблей. Центром храмового комплекса, его сердцевиной, выступает 佛塔 фота (пагода), все остальные строения располагаются вокруг нее.
 
Например, в возведенном в 67 г.н.э., первом в Китае буддийском храме Баймасы близ Лояна, таким центром была квадратная деревянная пагода. Индийская традиция такой композиции восходит к тем временам, когда, согласно преданию, после кремации тела Шакьямуни его братьями была сооружена ступа, очертаниями напоминающая могильный холм, внутрь которой замуровали пепел основателя буддийского учения. На протяжении многих веков ступы-фота воздвигались на местах кремации высоких духовных лиц и служили башнями-реликвариями, святынями. Известно, что храмовые комплексы строились по принципу мандалы, одного из важнейших сакральных символов буддизма. Универсальность мандалы заключается в одной ее постоянной – принципе центра, символизирующего Творца. В храмовых ансамблях в центре располагался сакральный объект, заменяющий божество в буддийском ритуале.
 
Архитектурная пластика китайской пагоды причудливо варьировалась, но опираться она обязательно должна была на круглое или квадратное основание (тот же принцип мандалы – круг и квадрат). Поскольку ступа-фота в буддийской символике представляла собой вертикальную модель Вселенной, центром мандалы, понятна её многоярусная конструкция с благопожелательным, нечётным, числом ярусов, выражавшая стремление как можно выше уйти в пространство, соединиться с высшим.
 
3. Начиная с периода правления династии Восточная Цзинь (317-420), в Китае появляются храмы с двумя пагодами, а в эпоху Южных и Северных династий (420 - 589 гг.) на территории храмов и монастырей появляется уже несколько мемориальных башен. Одни из них не хранили в себе никаких реликвий, другие были воздвигнуты на месте захоронений останков известных настоятелей или простых монахов.
 
4. Изменения в композиционном построении храмов происходят в эпоху Тан (618-906 гг), когда влияние буддийской религии на официальные круги Китая становится особенно очевидным. Центральное место в храмовом ансамбле начинает занимать главный храм со статуями Будды. Пагоды строят позади главного храма и даже совсем в стороне, в специально отведённом для неё дворике (садике). Например, в храме Синцзяо в пров. Шэньси пагода, под которой погребены останки монаха Сюаньцзана, сооружена на заднем дворике, хотя казалось бы, что мемориальная башня в память о таком выдающемся буддийском проповеднике должна была занять центральное место.
 
5. В танский период монархия в Китае предпринимала попытки закрепить буддийское учение в качестве составной части официальной идеологии император стал рассматриваться не только как Сын Неба, но и как Бодхисаттва. Можно предположить, что подобно китайской дворцовой архитектуре, где центральное место занимал дворец с тронным залом, в котором проходили все главные церемонии, в храмовых ансамблях сакральным центром становится главный храм со своим «тронным залом»-алтарем.
 
Однако непосредственным указанием к этому несомненно явился трактат известного буддийского наставника Дао-сюаня Цзетаньту цзин («Иллюстрированное наставление о соблюдении монашеского обета»), в котором он излагает предписания по организации и жизни монашеских общин, а также по строительству буддийских монастырей. Согласно им, главный храм с алтарём и фигурами буддийского пантеона должен строиться в центре всего комплекса (см. [1, с.9]).
 
С этого времени привнесённый из Индии принцип построения буддийского ансамбля заменяется исконно китайской архитектурной традицией. Центральное место, а следовательно и место сакрального объекта, в храмовых комплексах и монастырях занимает не пагода, а храм с алтарем.
 
Литература
1. Ло Чживэнь. Чжунго чжумин фоцзяо сымяо (Знаменитые китайские храмы и монастыри). Пекин, 1996.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае: XXXII научная конференция / Ин-т востоковедения; Сост. и отв. ред. Н.П. Свистунова. – М.: Вост. лит.,  2002. – 366 с. С. 321-322.

Автор:
 
© Copyright 2009-2017. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.