Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Мо-мэй

墨梅, «[цветущая] слива, [нарисованная] тушью», «живопись сливы» - одно из самых значительных (наряду с «живописью бамбука», мо-чжу  墨竹, «бамбук, [нарисованный] тушью») стилистико-тематических направлений жанра «цветы и птицы» - хуа-няо (хуа華鳥(畫), «живопись/изображения цветов и птиц», в произведениях которого варьируются изображения цветущего сливового дерева – от целого растения до нескольких ветвей.
 
Слива-мэй, мэйхуа 梅花, - дикорастущее фруктовое дерево с кислыми, малосъедобными плодами. Его цветы относятся к числу ключевых образов в системе китайской культуры и имеют несколько более или менее самостоятельных символических значений. С  древности они выступали образным подобием мироздания в натурфилософских интерпретациях: сам цветок, благодаря его нежно-розовым лепесткам, уподоблялся мужскому космическому началу, ян , а черные ветви и ствол дерева – женскому началу, инь . Цветоножка ассоциировалась со схемой «Великого предела» (Тай-цзи 太極), выражающей процесс космогенеза и «сжатую форму» бытия, обладающую бесконечным потенциалом. Пять лепестков цветка соотносились с пятью основными пространственными зонами китайской космологии и соответствующими пятеричными наборами («пять стихий/элементов, у син 五行,  «пять планет», у син 五星, и т.д.). С другой стороны, слива-мэй является «календарным» растением, символом китайского Нового года (Чуньцзе  春節, «Праздник весны»),  пробуждающегося природного тепла и рождения всего сущего. По омонимическому принципу, основанному на одинаковом произношении разных по значению слов, слива-мэй ассоциировалась с понятиями «красота» - мэй  - и «брови»- мэй  (важнейший элемент облика красавицы), превратившись в символ женской красоты, юности и любви. Неудивительно, что образ мэйхуа постоянно фигурирует в различных областях китайской художественной культуры - в литературе (прежде всего, поэзии), театре, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве. Изображения мэйхуа присутствуют в декоре самых разных изделий -  в расписной керамике, тканях, вышивках, украшениях, изделиях из резного камня, кости, живописного и инкрустированного лака. Распространены также орнаментальные композиции, в которых цветы и ветви мэйхуа сочетаются с изображениями бамбука и насекомых, чаще всего, бабочек.
 
Одним из художественных истоков «живописи сливы» послужили произведения, воспевающие мэйхуа и созданные в русле  поэтического «сливового стиля», который возник в V в. (одним из его основоположников называют поэта Бао Чжао 鮑照, 414?- 466), и утвердился в любовной поэзии первой половины VI в., известной как гун ти ши 宮體詩 («поэзия дворцового/придворного стиля», «дворцовая поэзия»). Самым значительными произведениями  литературного «сливового стиля» признаны «Мэй хуа фу» 梅花賦 («Ода [о] цветущей сливе») Сяо Гана 蕭綱 (503-551), наследного принца (431-459), а затем и императора (Цзянь-вэнь-ди 簡文帝, 549-551) южно-китайской династии Лян (502-557), и стихи  Хэ Суня 何遜 (Хэ Чжун-ян 何仲言, ?-518).
 
Не исключено, что образ сливы уже тогда стал использоваться и в станковой живописи: в письменных источниках упоминается несколько картин с цветущей сливой, созданных известной в свое время поэтессой Се Дао-юнь 謝道慍 (IV в.) и прославленным художником династии Лян - Чжан Сэн-яо 張僧繇 (500?-550), одна из которых называлась «Юн мэй ту» 詠梅圖, «Воспеваю сливу-мэй», повторяя название соответствующих поэтических произведений. Учитывая, что Чжан Сэн-яо, работал, согласно литературным данным, в полихромной технике, используя настолько насыщенную цветовую гамму, что его пейзажи определялись как «горы и воды в красных и зеленых цветах» (хунлюй чжунсэ-хуа шань-шуй  紅綠重色畫山), правомерно предположить, что исходно и «живопись сливы» характеризовалась декоративностью, следуя в этом смысле красочности поэтического языка того времени. В VII-VIII вв. изображения сливовых деревьев стали вводиться в пейзажные композиции, примером чему служит свиток «Ю чунь ту» 遊春圖(«Весенняя прогулка») Чжань Цзы-цяня 展子虔 (550?-617?), тоже выполненный в полихромной технике.
 
Начальный этап формирования «живописи сливы» в качестве отдельного направления (линьдао 林道) станковой живописи соотносится с эпохой Пяти династий (У-дай 五代, 907-960).  В каталоге императорского собрания живописи «Сюань-хэ хуапу» 宣和畫譜 («Каталог живописной коллекции [периода под девизом правления] Сюань-хэ», нач. XII в.), составленном по указу имп. Хуй-цзуна (см. Чжао Цзи), перечисляются 16 работ, выполненных пятью мастерами, в названиях которых стоит слово «слива», четыре произведения  приписываются Сюй Си 徐熙 (вт. пол. X в.) – одному из основоположников жанра «цветы и птицы». Что именно представляли собой эти композиции, и в какой технике они были выполнены, остается не ясным.
 
Этапы окончательного выделения и утверждения «живописи сливы» приходятся на эпохи Северная Сун (Бэй Сун 北宋, 960-1127) и Южная Сун (Нань Сун 南宋, 1127-1279).  Первым выдающимся мастером и теоретиком мо-мэй, т.е. монохромных изображений цветущей сливы, традиция называет буддийского монаха Чжун-жэня 仲仁, больше известного под своим псевдонимом Хуа-гуан 華光, производным от названия монастыря Хуагуаншань-сы 華光山寺 (в совр. пров. Хунань), где этот художник, видимо, провел большую часть своей жизни. Сведения о нем скудны: известно только, что пик его творческой активности пришелся на конец X – начало XI вв. О живописных работах Хуа-гуана можно судить лишь по их литературным описаниям, поскольку ни одного его подлинного произведения или их копий не сохранилось. Хуа-гуану принадлежит первое теоретическое сочинение по живописи мэйхуа – трактат «Хуа-гуан мэй пу»華光梅譜 («Каталог/книга о [живописи] сливы [сделанная] Хуа-гуаном»). Этот текст сохранился в редакции Ян Бу-чжи 楊補之, датируемой эпохой Юань (1271-1368). Хотя, по мнению современных исследователей, упомянутая редакция является по большей части компиляцией, в ней, безусловно, присутствуют фрагменты подлинного трактата Хуа-гуана. В эпохи Южная Сун  и Юань была создана серия сочинений, продолживших эту традицию, в т. ч. «Юйчжао-тан мэй пинь» 玉照堂梅品 («Категории [цветущей] сливы [из] Зала нефритового сияния») Чжан Цзы 張鎡 (1153-1211), «Фань цунь мэй пу» 范村梅譜 («Каталог/книга о [живописи цветущей] сливы, [из] деревни Фань») Фань Чэн-да 范成大(1126-1193), одного из крупнейших поэтов Южной Сун, «Мэй пу» 梅譜 («Каталог/книга [живописи цветущей] сливы») Чжао Мэн-цзяня 趙孟堅 (XIII в.), «Мэйхуа си шэнь пу» 梅花喜神譜 («Каталог/книга о [живописи] цветов сливы, [вызывающих состояние] радостной духовности») Сун Бо-жэня 宋伯仁 (пер. пол. XIII в.). Особый интерес представляет трактат Фань Чэн-да, где выделены и охарактеризованы 11 видов мэйхуа, из которых автор наибольшее внимание уделяет следующим: «речной» или «дикой сливе» (цзян-мэй 江梅, е-мэй 野梅), т.е. собственно сливе-мэй; «ранней сливе» (цзао-мэй 早梅) – подвиду дикорастущей сливы (лат. Microcarpa), цветущему как раз перед зимним солнцестоянием, что знаменует переход от зимы к весне; «сливе чиновников» (гуань-мэй 官梅, или «сливе чиновников [и] города», гуаньчэн-мэй 官城梅) – одомашненной и предназначенной для высадки в саду мэй; «старой сливе» (гу-мэй 古梅), под которой, независимо от ботанической принадлежности,  имеется в виду любое старое дерево с изогнутым стволом и раскидистыми корявыми ветвями; «красной сливе» (хун-мэй  紅梅) – сорту сливы с ярко-розовыми цветами, внешне напоминающими цветы абрикоса; и сливе люйэ-мэй  綠萼梅, которая в европейских ботанических классификациях относится к абрикосу («абрикос муме», «абрикос японский»). Перечисленные виды мэй, с точки зрения Фань Чэн-да, обладают наибольшей эстетической привлекательностью.
 
О неуклонной популярности «живописи сливы» в эпоху Северная Сун свидетельствует и «Сюань-хэ хуапу», где (в разделе «Хуа-няо») для этой эпохи называются уже восемь художников мо-мэй и перечисляются 35 их работ, восемь из которых принадлежали Цуй Бо 崔白 (?-1074), художнику-академисту и крупнейшему во второй половине XI в. мастеру «цветов и птиц». Следовательно, «живопись сливы» получила признание и в академической среде, причем, есть веские основания полагать, что работы Цюй Бо были выполнены в монохромной технике, несмотря на господство в академической школе полихромной живописи. Однако в целом «живопись сливы» пользовалась наибольшим вниманием, развиваясь параллельно «живописи бамбука», у художников, ориентированных на эстетические установки даосизма (дао-цзяо) и учения буддийской школы Чань (чань-цзун 禪宗). В цветущей сливе те и другие усматривали воплощение красоты и жизненной силы природы, полагая, что для постижения «таинства цветения» мэйхуа и способности передавать его живописными средствами, надо практиковать специальные приемы созерцания цветущих деревьев, например, лунными ночами через окно, затянутое тонкой бумагой.
 
Самым ярким представителем южно-сунского этапа в истории развития «живописи сливы» признан Ян У-цзю 楊無咎 (1097-1169), творчество которого оказало значительное влияние на дальнейшую эволюцию мо-мэй. Сохранилось несколько его произведений, среди них два свитка из коллекции пекинского Музея Гугун: «Сюэ мэй ту» 雪梅圖 («[Ветви] сливы [под] снегом», 27,1х144,8 см., бумага, тушь, легкая подцветка), где впервые обыгрывается сочетание изображений цветущей сливы и снега, и «Сы мэй ту» 四梅圖 («Четыре сливовых [дерева]», 37,5х358,8 см, бумага, тушь), показывающий в различных ракурсах деревья мэйхуа.
 
В эпохи Северная и Южная Сун появился набор стандартных композиций, включающих мэйхуа. Наибольшую популярность среди них приобрела комбинация изображений «цветущей сливы и красавицы» (мэйхуа-мэйжэнь 梅花美人), тоже воспринятой из литературной традиции. Впервые образ сливы по аналогии с прекрасной женщиной (правда, в ассоциации с оттенком грусти по поводу увядающей красоты) был употреблен в анонимной (восходящей к фольклору) песне «Бяо ю мэй» 摽有梅 («Опадающая слива», в русском переводе «Песня девушки, собиравшей сливы» из древнейшей китайской поэтической антологии «Ши цзин» 詩經, «Книга песен», «Канон поэзии»). Та же ассоциация в дальнейшем активно использовалась в авторской поэзии на любовные темы, включая названную выше оду Сяо Гана. Древнейшими произведениями живописи, сочетающими изображения женщины и цветущей сливы, являются погребальные стенописи эпохи Тан (618-907) на тему развлечений придворных дам, возможно, воспринятые из центрально-азиатского искусства, где широкое распространение имел сюжет «красавицы в саду». Окончательно сформировавшаяся в самом конце эпохи Северная Сун композиция мэйхуа мэйжэнь (переданная обычно в полихромной технике), превратилась в одну из самых популярных тем южно-сунской живописи.
 
Среди более поздних художников особая роль в развитии мо-мэй отводится Ван Мяню 王冕 (Ван Юань-чжан 王元章, уроженец пров. Чжэцзян, 1287-1359). Выходец из крестьянской семьи, не имевший возможности получить образование в домашних условиях, Ван Мянь нанялся в слуги к крупнейшему в то время ученому-неоконфуцианцу Хань Сину 韓性 (конец XIII – нач. XIV вв.). Став любимым учеником Хань Сина и, после смерти учителя, взяв на себя заботу о его детях, Ван Мянь, когда сироты выросли, сдал государственный экзамен на чиновничью должность. Однако он отказался от полагавшегося ему ученого звания и предложенного служебного поста, поселился в уединении в горах Цзюлишань (западная часть пров. Чжэцзян) и занялся выращиванием сливовых деревьев. «Сливовые» композиции Ван Мяня отличаются одновременно точностью передачи натуры и экспрессивностью. Выполненные исключительно тушью, они нередко производят впечатление работ, тонированных легкой подцветкой. Примеры тому - одинаковые по названию свитки («Мо мэй ту» 墨梅圖, «Изображение сливы тушью») из собраний Шаньхайского художественного музея (68х26 см, бумага, тушь) и пекинского Музея Гугун (31,9х50,9, бумага, тушь). Главным преемником Ван Мяня нередко называют Чэнь Лу 陳錄 (годы работы 1436-1449), которому принадлежит одно из самых масштабных произведений в русле этого направления - свиток под тем же названием, что и картины Ван Маня, но известный в европейском искусствоведении как «Цветение сливы под луной» (34,2х778 см, бумага, тушь. Музей азиатского искусства, г. Берлин).
 
«Живопись сливы» пользовалась неизменной популярностью в эпохи – Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911), причем в XVII-XIХ вв. получила распространение еще одна композиция, производная от этого направления, в которой изображения мэйхуа объединены с сосной и бамбуком, образуя «компанию» т.н. трех друзей холодной зимы. Одним из наиболее известных произведений такого рода является вертикальный свиток «Суй хань сань ю ту» 歲寒三友圖 («Изображение трех друзей холодного [окончания] года»), выполненный цинским императором Гао-цзуном 高宗 (правил под девизом Цяньлун 乾隆, 1736-1795), который хранится в собрании пекинского Музея Гугун. Во второй половине XIX в., в рамках «национальной живописи» (гохуа  國畫), возродилась традиция полихромных «сливовых» картин, и оба художественных варианта «живописи сливы» продолжают занимать существенное место в китайском изобразительном искусстве.
 
Источники:
У Тайсы. Об изображении цветов сливы (XIV) // Китайское искусство / Сост., пер., вступ. ст. и коммент. В. В. Малявина. М., 2004.
 
Литература:
Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб, 2004;   Самосюк К. Ф. Эстетический феномен китайской живописи // Возвращение Будды. Памятники культуры из музеев Китая. Каталог выставки. СПб., 2007; Цин-дай гунтин шэнхо (Жизнь двора в эпоху Цин). Гонконг, 1985; Чжуан Цзя-и, Не Чун-чжэн. Чжунго хуйхуа (Китайская живопись). Пекин, 2000; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго лидай хуйхуа. Гугун боугуань цзан хуацзи (Китайская живопись различных исторических эпох. Коллекция живописных произведений из собрания музея Гугун). Т. 2-3. Пекин, 1982; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь китайского искусства). Шанхай, 2002. Шанхай боугуань цзанпинь цзинхуа (Шедевры собрания Шанхайского музея). Шанхай, 2004; Barnhart R. Wintry Forests, Old Trees. N.Y., 1973; он же. Peach Blossom Spring: Gardens and Flowers in Chinese Painting. N.Y.,1983; Bickford M. (ed). Bones of Jade, Soul of Ice. The Flowering Plum in Chinese Art. New Haven, 1985; она же. Ink Plum. The Making of a Chinese Scholar-Painting Genre. Cambridge, 1996; Cahill, J. The Art of Southern Sung Dynasty. N. Y.-Tokyo, 1962; Frankel H.H. The Plum Tree in Chinese Poetry // Asiatische Studien.N 6 (1952), c. 88-115; он же. The Flowering Plum and the Palace Lady. Interpretations of Chinese Poetry. New Haven–L., 1976; Laing E. J. The Development of Flower Depiction and the Origin of the Bird-and Flower Genre in Chinese Art // Bulletin of the Museum of Far Eastern Antiquities. Stockholm. 64 (1992); Lidderose L. Orchiden und Felsen. Chinesische Bilder im Museum fur Ostasiatische Kunst Berlin. Berlin, 1998; Paintings in Chinese Museums // Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 2. L., 1958; The Shanghai Museum of Art /Ed. by Zhen Zhiyu. N.-Y., 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 668-670.     
 





Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.