Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Моу Цзун-сань

牟宗三, Моу Ли-чжун. Моу Цзун-саньМоу Цзун-сань12.06.1909, Цися пров. Шаньдун, — 1995. Философ, исследователь истории китайской философии, представитель нового конфуцианства. В 1927 поступил на подготовит. ф-т Пекинского ун-та, в 1929–1933 обучался на филос. ф-те, испытал влияние взглядов Сюн Ши-ли. Занимался проблемами изучения «И цзина» («Чжоу и»), вопросами логики и гносеологии. Принимал участие в редактировании и издании журн. «Цзай шэн» («Возрождение»), преподавал в Академии нац. культуры Дали, Западнокит. ун-те, Центр. ун-те, ун-те Цзиньлин. В 1949 уехал на Тайвань, работал в редакции журн. «Миньчжу пиньлунь» («Демократическое обозрение»). Преподавал в Тайваньском пед. ин-те, с 1956 работал на ф-те кит. яз. и лит-ры ун-та Дунхай. В 1958 выступил одним из соавторов известного «Манифеста китайской культуры людям мира». В тот период в центре его внимания лежали общие проблемы кит. культуры. В 1960 перебрался в Гонконг, где до 1974 работал в Китайском ун-те. После выхода в отставку продолжил работу в отделившемся от ун-та Ин-те Новой Азии.
 
Моу Цзун-сань на начальном этапе своего творчества уделял большое внимание зап. логике и гносеологии, в частности работе Б. Рассела и А.Н. Уайтхеда «Основания математики», основополагающему трактату по математич. логике. Однако осн. место в его философии заняли проблемы построения «моральной метафизики» (даодэ синъэршан-сюэ), развивающей кит. философскую традицию на основе ее синтеза с учением И. Канта. «Моральную метафизику» он представлял как основу конф. культурных ценностей и мировоззрения. По мнению Моу Цзун-саня, построение «моральной метафизики» началось уже в доциньскую эпоху (до кон. III в. до н.э.), что отражено в текстах «Лунь юя», «Мэн-цзы» (см. Мэн-цзы), «Чжун юна» и комментарии к «И цзину» («И чжуань»). В эпохи Сун (960–1279) и Мин (1368–1644) неоконф. философы (см. Неоконфуцианство) Чжоу Дунь-и, Чжан Цзай, Чэн Хао, Ху У-фэн, Лу Цзю-юань, Ван Ян-мин, Лю Цзун-чжоу продолжили оформление «моральной метафизики» конфуцианства. Спецификой их философствования было отождествление духа («сердца» — синь [1]) с «[индивидуальной] природой» (син [1]), не опирающаяся на абстрактное знание рефлексия духа, ориентация на моральную практику, личный опыт и интуицию. Традицию текста «Да сюэ», продолженную неоконфуцианцами Чэн И и Чжу Си, Моу Цзун-сань считает побочной, т.к. она отождествила син [1] не с синь [1], а с «принципом» — ли [1], ориентируясь на «пассивный отбор» предметов внешнего мира для их «классификации» (гэ у) в целях достижения знания. Неразрывность синь [1] и син [1] Моу Цзун-сань поясняет как неразрывность субъективного и объективного, действия и существования. «Моральная субстанция» лежит не только в основе моральной практики человека, но и в основе всего мироздания. Моу Цзун-сань усматривает превосходство конф. «моральной метафизики» над учением Канта, хотя и отождествляет понятие «благого знания» (лян чжи) с положением Канта о наличии у человека свободной и автономной «доброй воли», тождественной всеобщему моральному закону. Моу Цзун-саня привлекает априорность и всеобщность морали у Канта, но у него понятие «доброй воли», или «благого знания», выступает не как постулат или гипотеза, а как коренящаяся в человеч. «природе» «установленная истинная реальность, проявляющаяся в поступках». Моу Цзун-сань онтологизировал понятие Канта об отсутствии внешней обусловленности у подлинно морального поступка, стремясь преодолеть кантовский дуализм как недоразумение, обусловленное непониманием того, что человеч. моральное сознание объединяет субъективное, объективное и абсолютное. Он особо подчеркивает проявление в кит. философии тенденции к переходу от морально-должного и субъективного («гуманности» — жэнь [2], «изначального сердца» — бэнь синь, «искренности» — чэн [1]) к реально существующему (природе/небу — тянь [1], «вещам» — у [3], «принципам» — ли [1]). Если овладение моральными ценностями достигается через интеллектуальную интуицию, то обращение к реальности есть «диалектич. поворот», сопряженный с сознательным самоотрицанием морального субъекта.
 
Признавая отсутствие в кит. культуре религ. традиции зап. типа, Моу Цзун-сань видел религ. аспект конфуцианства в соединении человеч. индивидуальности с «небесным дао», «порождающим добродетель» (чэн дэ). Придерживаясь спиритуалистич. трактовки морали, Моу Цзун-сань отвергает толкования природы человека, исходящие из представлений об ее субстантивированности в виде ци [1], данные Гао-цзы, Сюнь-цзы, Дун Чжун-шу и др. мыслителями, как не соответствующие конф. традиции. В целом философствование Моу Цзун-саня отличает свойственная новому конфуцианству ориентация на неоконф. «учение о духе-сердце» (синь-сюэ), систематичность построений и ориентация на синтез конфуцианства с зап. философией.
 
Источники:
Моу Цзун-сань. Лисин ды лисянчжуи (Рациональный идеализм). Сянган, 1950; он же. Лиши чжэсюэ (Философия истории). Тайбэй, 1955; он же. Жэньши синь ды пипань (Критика познающего сознания). Сянган, 1956; он же. Даодэ ды лисянчжуи (Моральный идеализм). Тайчжун, 1959; он же. Чжэн дао юй чжи дао (Путь политики и путь управления). Тайбэй, 1961; он же. Цай син юй сюань ли (Способность-характер и скрытые принципы). Сянган, 1962; он же. Чжи дэ чжицзюэ юй чжунго чжэсюэ (Интеллектуальная интуиция и китайская философия). Тайбэй, 1971; он же. Синь ти юй син ти (Основа духа и основа природы). Т. 1–3. Тайбэй, 1973; он же. Сяньсян юй уцзышэнь (Феномен и вещь-в-себе). Тайбэй, 1975; он же. Чжунго чжэсюэ ды тэчжи (Специфика китайской философии). Тайбэй, 1980.
 
Литература:
Ло И-цзюнь. Чжи чжэ син ды чжэсюэцзя — Моу Цзун-сань («Философ»-знающий — Моу Цзун-сань) // Пинь синь жу-цзя (О новом конфуцианстве). Шанхай, 1989, с. 611–615; Чжэн Цзя-дун. Сяньдай синь жу-сюэ гайлунь (Очерк современного нового конфуцианства). Наньнин, 1990; Чэнь Цзинь-хун. Чуаньтун ды чжунцзянь — Моу Цзун-сань сяньшэн сысян чу тань (Перестройка традиции — начало исследования идей г-на Моу Цзун-саня) // Пинь синь жу-цзя (О новом конфуцианстве). Шанхай, 1989, с. 524–543; Tang Refeng. Mou Zongsan on Intellectual Institution // Contemporaty Chinese Philosophy. Malden; Oxf., 2002, p. 327 - 346.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 355-356.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.