Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Моу-цзы

牟子, II — нач. III в. Один из первых кит. апологетов буддизма. Автор трактата «Ли хо лунь» («О понимании и заблуждении»; др. назв. «Моу-цзы ли хо лунь», «Моу-цзы»), построенного в виде диалога между защитником и противником буддизма. Для объяснения буддийских доктрин использовал даосские (см. Даосизм) термины и традиционную китайскую фразеологию. Опровергал утверждение о забвении буддийскими монахами принципа «сыновней почтительности» — сяо [1] (см.: Сяо ти, «Сяо цзин»), настаивая на широкой трактовке этого принципа как заботы о «спасении» родителей. Оспаривал положение антибуд. пропаганды об «уничтожимости души» (см. «Шэнь ме лунь»), апеллируя к похоронным ритуалам китайцев (обращение к душе покойного с призывом «вернуться» и т.п.). Появление буддизма в Китае связывал с императором Мин-ди (58–75) дин. Восточная Хань: привел легенду о его вещем сне и посылке им на запад посольства, для к-рого в граничащих с империей Хань владениях народа юэчжи была написана «Сутра о сорока двух главах» («Сы ши эр чжан цзин») — компиляция из буддийских канонических текстов (предположительно создана в период 58–147, с предисл. кон. II в.). Трактат «Ли хо лунь» вошел в буддийскую антологию II в. «Хун мин цзи».
 
Литература:
Янгутов Л.Е. Трактат «Лихолунь» как источник по истории китайского буддизма // Источниковедение и историография истории буддизма. Страны Центральной Азии. Новосиб., 1986.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 357.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.