Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Мин сян цзи

冥祥记 «Вести из потустороннего мира». Наиболее полно сохранившийся (131 сюжет и авторское предисловие) раннесредневековый сб. «малых речений» (сяо шо), популяризующих буддийские религ.-филос. положения и культовую практику. Составитель – Ван Янь (ок. 450 – 500). Осн. типы сюжетов — загробные видения или хождения в потусторонний мир, жития, о молении бодхисаттве (пуса) Гуань-инь, о буд. вотивных предметах (статуях, сутрах и др.). Содержание «Мин сян цзи» свидетельствует о том, что в основе популяризированных форм буд. учения в Китае лежат тезисы о «неуничтожимости духа» (шэнь бу ме), о потустороннем мире и посмертном воздаянии. Чтобы уберечься от адских мучений и удостоиться райского блаженства, мирянин должен избегать прегрешений (соблюдать «пять обетов» мирянина — упасака), множить религ. заслуги. Приспособление доктрин буддизма к мировосприятию китайцев в «Мин сян цзи» осуществлялось гл. обр. путем интерпретации в духе традиционных для Китая представлений о загробном мире, культе предков, моральном долге и т.п.; отвергались лишь отд. традиционные элементы культуры, напр. обряд жертвоприношений. Лит. традиция «Мин сян цзи» продолжена в соч. VIII в. «Мин бао цзи», а впоследствии в средневековой япон. прозе сэцува.
 
Источники:
Ван Янь. Мин сян цзи // Лу Синь. Гу сяошо гоучэнь (Извлечения из старинной прозы). Пекин, 1953.
 
Литература:
Ермаков М.Е. Популярные формы раннего китайского буддизма (предварительное сообщение по материалам буддийских «сяошо») // Тезисы Всесоюзной буддологической конференции. М., 1987.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 524.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.