Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Лян чжи

良知 благосмыслие (врожденное, естественное, природное, априорное, доопытное нравственное знание, интуиция, сознательность, совесть). Термин кит. философии, гл.обр. конфуцианства , представляющий знание субъект-объектно: как благое, аксиологически максимально высоко стоящее и одновременно имеющее своим адекватным предметом благо. Впервые встречается у Мэн-цзы в сочетании с парным термином лян нэн («благомочие»): «То, на что человек способен (нэн) без научения (сюэ), это его благомочие; то, что [он] знает (чжи [2]) без рассуждения (люй [2]), это его благосмыслие. Среди грудных детей нет не знающих любви к своим родителям» («Мэн-цзы», VII А, 15).

Первый комментатор «Мэн-цзы» Чжао Ци трактовал иероглиф лян [1] в сочетании лян чжи как показатель превосходной степени («очень»), что обусловливает понимание определяемого им чжи как высшего знания. Согласно же Чжу Си , лян [1] — сущностная (врожденная) доброта (бэнь жань чжи шань), и, следовательно, лян чжи — исконное знание добра.

В неоконфуцианстве Чжан Цзай (XI в.) первым акцентировал внимание на термине лян чжи, призванном выражать понятие внечувственного интуитивного постижения. Присущий лян чжи признак благодатности он зафиксировал прямым определением посредством категории «благодать» (дэ [1]): «Подлинное и ясное знание — это небесно-благодатное (тянь дэ) благосмыслие, а не ничтожные знания (сяо чжи) от услышанного и увиденного» («Чжэн мэн», гл. 6).

Наивысшее развитие понятие лян чжи получило в максимально ориентированной на внутр., априорные, интуитивные формы познания философии Ван Ян-мина (XV–XVI вв.), в к-рой оно стало формантом одной из трех ее гл. концепций — «доведения благосмыслия до конца» (чжи лян чжи) и в дальнейшем ассоциировалось в первую очередь именно с нею. Ван Ян-мин, не отказываясь от употребления термина лян нэн, синтезировал несомое им понятие с лян чжи: «Благосмыслие — это то, что Мэн-цзы называл утверждающим и отрицающим сердцем. Все люди обладают им. Утверждающее и отрицающее сердце знает вне зависимости от рассуждения и может вне зависимости от научения. Поэтому и называется благосмыслием». Такое понятийное сопряжение, призванное выразить единым термином идею единства знания, оценки, чувства и действия, показывает, что лян чжи у Ван Ян-мина выступает в качестве эквивалента лян синь (благосердие, совесть) или бэнь синь (исконносердие, врожденное сознание, совесть) у Мэн-цзы («Мэн-цзы», VI А, 8, 10). Лян чжи у Ван Ян-мина явилось своеобразным заместителем понятия «сердца» (синь [1] — душа, сознание, психика), прямо указывающим на сущностную благостность человеч. души и вместе с тем имеющим ту же широту смыслового диапазона: благосмыслие — это и душа, и дух, и познание, и знание, и чувства, и воля, и сознание, и даже подсознание. Эта универсальность лян чжи конкретизируется как самородность и беспредпосылочность, т.е. солнцеподобная светоносность; тождественность самому Небу и обладание небесными принципами (ли [1]) и законами (цзэ); тождественность всеохватной «великой пустоте» (тай сюй; см. Сюй) и дао ; вечность и надындивидуальность, схожесть со всеобъемлющим разумом Будды, лежащим в основе «взаимоподобия сердечных печатей», т.е. трансперсональной духовности, «безъяйность» и неэгоистичность, представляющая собой истинное «я» (чжэнь у); общечеловечность и личностная интимность, саморефлективность и ситуативная адекватность, способность правильно определять все познавательные, волевые, чувственные и поведенческие функции человека.
На рубеже XIX и XX вв., в эпоху заката традиц. конф. философии, нек-рые ее представители пытались уточнить понятие лян чжи путем идентификации с категориями др. филос. традиций. Чжан Бин-линь предложил его буд. интерпретацию, отождествив с «бодхи» (бэнь цзяо — врожденное сознание), а Лян Ци-чао использовал для передачи кантовского понятия чистого практического разума.

В современном языке лян чжи обозначает интуицию.

Источники:
Аю Цзун-чжоу. Лян чжи шо (Изъяснение благосмыслия) // Лю-цзы цюань шу (Полное [собрание] произведений учителя Лю [Цзун-чжоу]). Цз. 8. [Б.м.], 1822, л. 24б–26а.

Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983. С. 198–220; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 331–332; Моу Цзун-сань. Чжи ды чжицзюэ юй Чжунго чжэсюэ (Интеллектуальная интуиция и китайская философия). Тайбэй, 1971; Ни Си-бао. Лян чжи шо (Учение о лян чжи) // Госюэ цзачжи. 1915. T. 1, № 3; Chang C. Chinese Intuitionism // PEW. 1960. Vol. 10. № 1; idem. Reason and Intuition in Chinese Philosophy // PEW. 1954. Vol. 4. № 2.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 335-336.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.