Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Лю Сян 1

劉向, Лю Гэн-шэн, Лю Цзы-чжэн. 77, Ши (совр. уезд Шисянь пров. Цзянсу), — 6 до н.э. Каноновед (см. Цзин-сюэ), библиограф, литератор. Принадлежал к имп. фамилии дин. Хань, потомок чуского правителя Юань-вана в четвертом поколении. Занимал придворные посты, был хранителем имп. библиотеки, имел сановный титул да фу («великий муж»). Отредактировал ряд древних текстов, в т.ч. «Чжань го цэ». Начал составление каталога древней и совр. ему лит-ры. Эта работа, продолженная его сыном Лю Синем, была затем положена Бань Гу в основу библиографич. разд. («И вэнь чжи» — «Трактат о литературе и искусствах») «Хань шу» («История [династии] Хань», I в. н.э.). Жизнеописание Лю Сяна содержится в «Хань шу». Осн. соч. — «Хун фань у син чжуань» («Комментарий к [воплощению учения о] пяти элементах в „Великом плане“» — толкование гл. «Хун фань» «Шу цзина»), «Синь сюй» («Новое введение»), «Шо юань» («Хранилище учений»), библиографич. труд «Бе лу» («Отдельные записи»), «Ле нюй чжуань» («Жизнеописания знаменитых женщин»). Считал необходимым использование в делах управления сведений о добрых и дурных предзнаменованиях (знамениях), содержащихся в конф. канонич. лит-ре. Обилие добрых предзнаменований свидетельствует о «гармонии пневм» (хэ ци; см. Ци [1]) — энергетичных материалообразующих субстанций мироздания и, т.о., о благополучии гос-ва, тогда как зловещие предзнаменования говорят о «дисгармонии пневм» (гуай ци) и об угрозе для страны. «Каноническая» (цзин [1]; см. Цзин - вэй) регулярность всех природных процессов выражает «пронизанность» (тун [2]) прошлого и совр. бытия социума общим принципом «должной справедливости» (и [1]). Изучение знамений необходимо для «расчета изменений в жизни нынешнего поколения», дабы правитель мог «затворить врата ко всеобщему безумию и открыть для масс [подданных] верный путь», тем самым «заложив основу Великого равновесия (тай пин)». Выступал против облечения властью недостойных на основании родственных связей. Подвергал критике обычай пышных похорон как показатель моральной и интеллектуальной деградации.
 
Источники:
Ле нюй чжуань Шанхай, 1936 (СББЯ. Т. 121); Синь сюй. Лю Сян чжуань (Жизнеописание Лю Сяна). Цз. 1–10. Шанхай, [б.г.] (СБЦК. П. 98. Т. 1145–1146); Шо юань. Лю Сян чжуань. Цз. 1–20. Шанхай, [б.г.] (СБЦК); Из книги «Жизнеописания знаменитых женщин» / Пер. Б.Л. Рифтина; Из книги «Новое предуведомление» / Пер. Э.С. Стуловой; Из книги «Сад речений» / Пер. Э.С. Стуловой // Бамбуковые страницы. Антология древнекитайской литературы / Сост. И.С. Лисевича. М., 1994, с. 247–284.
 
Литература:
Кроль Ю.Л. Сыма Цянь — историк. М., 1970; Синь сюй тун цзянь (Указ. к «Новому введению»). Тайбэй, 1968; Чжань го цэ тун цзянь (Указ. к «Планам сражающихся государств»). Тайбэй, 1968.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 325.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.