Синология.Ру

Тематический раздел


Люй Дун-бинь

呂洞賓 Люй Дун-биньЛюй Дун-биньодин из Восьми бессмертных (ба сянь) китайской даос. мифологии.
 
Легендарный образ сложился уже к сер. XI в., его первое подробное описание содержится в «Заметках из кабинета Неразумного» Чжэн Цзин-би (кон. XI в.). В Юэчжоу (совр. пров. Хунань) был построен храм в его честь; он был официально канонизирован в 1111 г. Согласно преданиям, Люй Янь (Дун-бинь, т.е. «Гость из пещеры», — его второе имя) родился 14-го числа 4-й луны 798 г. В момент зачатия с неба к постели матери спустился на миг белый журавль. От рождения Люй будто бы имел шею журавля, спину обезьяны, туловище тигра, лик дракона, глаза феникса, густые брови, под левой бровью — черную родинку. Люй мог запоминать в день по 10 тыс. иероглифов. Когда он служил в управе в области Техуа (совр. пров. Цзянси), то в горах Лушань встретил Чжунли Цюаня, к-рый научил его магии, фехтованию и искусству делаться невидимым. Учитель назвал его Чунь-ян-цзы — «Сын чистой [силы] ян („светлого начала“)». По др. версии, пятидесятилетний Люй был вынужден с семьей бежать в горы Лушань, где Чжунли Цюань обратил его в даосизм. Люй, обещавший учителю помогать людям в постижении Пути-дао (см. Дао), под видом торговца маслом пришел в Юэян и решил помогать тем, кто не будет в лавке требовать вешать товар с походом. Таковой оказалась одна старуха. Люй бросил в колодец у ее дома несколько рисинок, и вода в нем превратилась в вино; продавая вино, старуха разбогатела. По наиболее популярной версии легенды, молодой ученый Люй Дун-бинь на постоялом дворе встретился с даосом, который велит хозяйке сварить кашу из проса и в ожидании заказанной еды заводит с Люем разговор о тщете мирских желаний. Люй не соглашается. Он засыпает и видит во сне свою будущую жизнь, полную взлетов и разочарований, страшных сцен и несчастий. Когда ему грозит смерть, он просыпается и видит себя на том же дворе, хозяйка варит кашу, а даос ждет еду. Прозревший Люй становится даос. отшельником. В этой легенде использован сюжет, сложившийся еще в эпоху Тан и известный в VIII в. по новелле Шэнь Цзи-цзи «Записки о случившемся в изголовье» («Чжэнь чжун цзи»), где фамилию Люй носит даос. Впоследствии этот сюжет применительно к Люй Дун-биню разрабатывался кит. драматургами: Ма Чжи-юанем (XIII в.), Гу Цзы-цзином (XIV в.), Цзя Чжун-мином (XIV в.), Чжу Ю-дуем (ум. 1439), Су Хань-ином (XVI в.) и др. Поздняя анонимная пьеса «Сновидение Дун-биня» обычно разыгрывалась в храмах в день рождения одного из верховных даос. божеств Дун-ван-гуна— Владыки Востока. Известно немало рассказов о появлении Люя среди людей, о чем обычно узнают из оставленных им стихов, к-рых Люю приписывалось немало.
 
В нар. верованиях Люй — святой подвижник, познавший в мирской жизни страдания и решивший служить людям в качестве заклинателя демонов, преследующих беспомощный народ. На лубках он изображается обычно с мечом, разрубающим нечисть, и мухогонкой — атрибутом беспечного бессмертного, рядом с ним его ученик Лю («Ива»), из остроконечной головы к-рого растет ветка ивы (по преданию, это дух старой ивы-оборотня, к-рого Люй обратил в свою веру). Иногда Люй изображается и с мальчиком на руках — пожелание иметь многочисл. сыновей, в этом качестве святого-чадоподателя Люя почитали ученые мужи. Люю приписывалась способность указывать путь к излечению или спасению. В легендах о Люе заметно буд. влияние, в частности в истории о чудесном сне. Существуют буд. толкования его искусства владения мечом как «отрубающим» все страсти и земные стремления. В позднем даосизме Люй стал почитаться как патриарх нек-рых даос. сект.
 
См. также ст. Лю Хай.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Культ Люй Дун-биня занимает особое место в даос. и популярных верованиях, о чем свидетельствует внушительное число посвященной ему апокрифич. лит-ры. Самым ранним таким произв. является «Люй сянь цзы сюй чжуань» 呂仙自叙傳 («Жизнеописание бессмертного Люя, изложенное им самим»), восходящее к началу XVII в. Его дополняет серия соч., в к-рых излагаются легенды об отдельных деяниях этого персонажа: «Люй Дун-бинь сань цзуй Юэянлоу» 呂洞賓三醉岳陽樓 («[О том, как] Люй Дун-бинь трижды опьянел в башне Юэян»), «Люй Дун-бинь фэй цзянь чжань хуан лун» 呂洞賓飛劍斬黃龍 («[О том, как] Люй Дун-бинь летящим мечом обезглавил Желтого дракона»), «Люй Дун-бинь хуа юэ шэнь сянь хуй» 呂洞賓花月神仙會 («[О том, как] Люй Дун-бинь встретился с божественными бессмертными под луной»), «Люй Дун-бинь си бай мудань» 呂洞賓三戲白牡丹 («[О том, как] Луй Дун-бинь играл среди белых пеонов»), «Люй сянь фэй цзянь цзи» 呂仙飛劍記 («Записи о летящем мече бессмертного Люя») и т.д. Отдельный корпус составляют его жизнеописания как даос. бессмертного и одного из Восьми бессмертных, входящие в сводные агиографич. соч., в т.ч. «Ле сянь цюань чжуань» 列仙全傳 («Полное собрание жизнеописаний бессмертных») Ван Ши-чжэня (1526–1590), «Шандун ба сянь чжуань» 上洞八仙傳 («Жизнеописания Восьми бессмертных из Высших пещерных [небес]», XVI–XVII вв.) и т.д. При дин. Цин (1644–1911) были созданы обобщающие жизнеописания Люй Дун-биня: «Люй-цзу цюань чжуань» 呂祖全傳後 («Полное жизнеописание патриарха Люя») Ван Сян-сюя и «Люй-цзу цюань чжуань хоу цзюань» 呂祖全傳後卷 («Полное жизнеописание патриарха Люя. Последняя цзюань»).
 
В собственно даос. традиции Люй Дун-бинь почитается (наряду с Чжун-ли Цюанем) как один из основоположников традиции т.н. внутренней алхимии (нэй дань, букв. «внутренняя киноварь»). Он входит в число Пяти патриархов (у цзу), принадлежащих пантеону позднедаос. школы цюаньчжэнь-цзяо («учение/школа совершенной истины»). В даос. храме Юнлэгун (Дворец Вечной радости, пров. Шанси, восходит к 1252 г.) ему посвящено отдельное святилище, украшенное фресками (92 кв. м), на к-рых он изображен в окружении 290 божеств и духов.
 
Литература:
Алексеев В.М. Китайская народная картина, М., 1966, указ.; Торчинов Е.А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. СПб., 1993, с. 218–220; Ван Се. Люй Дун-бинь // Шисянь шицзе (Мир богов и бессмертных). Шанхай, 1990; Гань Чунь-сун. Шэнь сянь чжуань (Жизнеописания бессмертных). Пекин, 2005; Ма Шу-тянь. Хуася чжу шэнь (Божества китайцев). Пекин, 1988, с. 186–195; Cheng Manchao. The Origin of Chinese Deities. Beijing, 1995, p. 185–191; Hausen V. Changing Gods in Medieval China. 1127–1277. Princeton, 1990, p. 77; Katz R. P. Images of the Immortal. The Cult of Lü Dongbin at the Palace of Eternal Joy. University of Hawai’i Press,1999; Kohn L. Daoism and Chinese Culture. Cambridge, 2001, p. 165–167.
 
Автор: Кравцова М.Е.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 513-515.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.