Синология.Ру

Тематический раздел


Лэй-гун

Лэй-шэнь (Громовник, Бог грома). В кит. мифологии бог грома, напоминающий Куя. Согласно «Шань хай цзин» («Книга гор и морей»), в болоте грома (Лэй-цзэ) живет дух грома; у него тело дракона, человечья голова, он бьет по своему животу, как по барабану (по-видимому, наиболее архаическое представление о Лэй-гуне). Философ Ван Чун (I в.) писал, что художники изображали гром в виде связки барабанов или силача Лэй-гуна, который левой рукой тянет связку барабанов, а правой ударяет в них билом. На древнем рельефе (предмогильный храм У Ляна в пров. Шаньдун, сер. II в.) Лэй-гун имеет облик человека, разъезжающего в облаках на колеснице и бьющего молотком по двум барабанам. Впоследствии, по-видимому, под влиянием буддизма, в частности образа птицы Гаруды, Лэй-гун стал изображаться с черными крыльями летучей мыши, с птичьими когтями и головой (иногда с тремя глазами), туловищем человека синего цвета; он одет обычно только в штаны, на плечах связка барабанов, в правой руке деревянный молоток, которым он бьет по ним. В VII–X вв. его описывали как свиноподобное крылатое существо черного цвета, с рогами и двумя когтями на передних и задних лапах, с каменным топором в передних лапах, поедающее красную змею («Тайпин гуанцзи», части 393–394). Лэй-гун почитался как божество, помогающее людям, поскольку он связан с божествами дождя, от к-рых зависит урожай. Храмы Л.-г. известны с VII–X вв., праздник в его честь справлялся в 24-й день 4-й луны. Лэй-гун особо почитался даосами. В период Юань-Мин (XIII–XVII вв.) возникло представление об управе грома Лэйбу, во главе которой стоял Тянь-цзун, под его началом было 36 богов (по др. версии — 24). В сказаниях малых народов Юго-Западного Китая Лэй-гун выступает персонажем, устроившим великий потоп.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987, указ.; Мasреrо Н. Mythology of modern China // Asiatic mythology. N.Y., 1963; Чжунго гэ миньцзу цзунцзяо юй шэньхуа да цыдянь (Большой словарь религии и мифологии народов Китая). Пекин, 1993, с. 258; Сюй Шань. Лэй-шэнь чунбай (Поклонение богу грома). Шанхай, 1992.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 512-513.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.