Синология.Ру

Тематический раздел


Лу Ю

陸游, Лу ЮЛу ЮЛу У-гуань, прозв. Лу Фан-вэн. 1125, уезд Шанъинь (совр. Шаосин пров. Чжэцзян) — 1210. Поэт. Происходил из старинного рода, известного гражданскими и военными заслугами. Лу Ю осознавал себя представителем многих поколений, обязанным приумножить славу предков. Для него делом жизни стала борьба против капитулянтской политики пр-ва Южной Сун (1127-1279), отдавшего земли к северу от Янцзы чжурчжэням. В 1153 столк­нулся с произволом властей, когда дважды отменялись результаты чинов­ничьих экзаменов, принесшие поэту первое место. Лишь осенью 1158 нача­лась гос. служба. В 1160 занял невысокий пост при дворе и подал императору неск. докладов с важными предложениями. Выступление против фаворитов вызвало гнев у государя, и Лу Ю был отправлен в провинцию. В 1166 уволен по обвинению в том, что подстрекал крупного военачальника выступить в освободительный поход на север. В то время Лу Ю начал отказываться от творч. установок на подражание прошлым образцам. Увиденное и пережитое за полугодичное плавание в 1170 по Янцзы на запад, в Сычуань, нашло отражение в путевом дневнике «Жу Шу цзи» («Поездка в Шу») и 52 стихах. Во время пребывания поэта в Сычуани в его тв-ве значительное место заняла тема родины. Частое противопоставление праздной знати и бездеятельных генералов страдающему от иноземного рабства народу придавало его стихам особый драматизм.
 
Лу ЮЛу ЮПродолжая осуждать двор за уступки врагам, поэт укреплялся в мысли о праве человека на образ жизни, не укладывающийся в рамки ортодоксальных конф. представлений. Прежнее чувство долга перед об-вом сохранялось, но вместе с тем возрастало значение, придававшееся частной жизни, где поэт стремился обрести личную свободу. Даос. философия открывала Лу Ю мудрость принци­па цзы жань («естественность»), с к-рым перекликались представ­ления чань-буддизма о важности непредвзятого восприя­тия явлений мира. Вольнолюбивым настроениям открывался простор в стихах о вине, в к-рых часто повторяются слова «сумасшедший», «безумный» как обозначение особого состояния человека, возвышающегося над серостью будней. В стихах сычуаньского периода Лу Ю говорит о своем необузданном характере, о неуемной жажде жизни; они во многом близки творениям Ли Бо. Их роднят наслаждение радостями бытия, повышенная эмоциональность поэтич. языка. В 1178 пришел вызов в столицу. На высоких постах в провин­циях Фуцзянь и Цзянси поэт ревностно относился к обязанностям, но был оклеветан и отправлен в отставку. Пять лет он прожил в деревне и все чаще говорил о Тао Юань-мине как примере для подражания. Лу Ю искусно уста­навливал взаимосвязь пейзажных элементов с лирич. признаниями. Размыш­лял над законами поэтич. искусства, считал, что творч. акт при всей своей не­обычности имеет истоки в повседневной действительности. По его словам, та­лант способен постичь «события прошлого» и «секреты сил созидания», ни­что в мире не остается скрытым от мысленного взора поэта. Приглашенный в 1189 в столицу на пост в Ведомстве церемоний, Лу Ю в ряде докладов импе­ратору ставил всегда волновавшие его проблемы — освобождение захвачен­ных территорий Китая и положение крестьян. По обвинению в непочтитель­ности к высшим властям был удален от дел. Последние 20 лет поэт находился в Шаньини. Он утвердился в сознании, что пребывание среди природы и об­щение с земледельцами преисполнены филос. смысла и способны дать мо­ральное удовлетворение. Тема деревни стала одной из главных в его тв-ве. С сельским краем было связано ощущение полноты бытия. В стихах он приводил множество примет и подробностей крестьянского быта, писал о про­изволе чиновников и бесправии простого люда. Наследие Лу Ю огромно: более 9 тыс. стихотворений в жанре ши, 130 цы, путевой дневник «Поездка в Шу», труд «Нань Тан ши» («История [династии] Южная Тан»), множество образцов изящной словесности.
 
Источники:
Лу Ю. [Стихи] // Антология китайской поэзии. Т. 3. М., 1957, с. 74— 80; Поэзия эпохи Сун. М., 1959, с. 209—252; он же. Стихи / Пер. И. Го­лубева, Вступ. ст. Е. Серебрякова. М., 1960; он же. [Стихи] // Лирика китайских классиков в новых переводах А. Гитовича. Л., 1962, с. 141 — 162; он же. Поездка в Шу / Пер. и послесл. Е.А. Серебрякова. Л., 1968; он же. [Стихи] // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетна­ма, Японии. М., 1977, с. 357—364; он же. Записки из «Скита, где в ста­рости учусь», цз. 1, 5 / Пер., вступ. ст. и коммент. Е.А. Серебрякова // ПВ. 1994, вып. 6, с. 9—102.
 
Литература:
Серебряков Е.А. Лу Ю: Жизнь и твор­чество. Л., 1973; Duke M.S. Lu You. Bost., 1977.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 340-341.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.