Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Лун-ван

Царь драконов. В кит. мифологии хозяин водной стихии, глава драконов — лун. Согласно ранним текстам, Лун-ван — существо, выделяющееся среди прочих драконов необычайными размерами — ок. 1 ли (примерно 0,5 км) в длину. Образ Лун-вана сложился в первых веках н.э., по мнению ряда исследователей (франц. ученый А. Масперо и др.), — под воздействием буддизма (при переводе на кит. язык буддийских сутр слово Нагараджа, «царь змей», было передано как Лун-ван). Из буд. лит-ры было заимствовано и число лун-ванов: в сутре «Мяо фа лянь хуа цзин» («Сутра Лотоса благого Закона», «Лотосовая сутра», «Саддхарма-пундарика-сутра») их насчитывается восемь, по др. сочинениям — десять. Однако распространение получила даос. трансформация этой классификации — представление о лун-ванах четырех морей (в соответствии с древнекит. космогонией): Гуан-дэ («увеличивающий добродетель») — Лун-ван Восточного моря, Гуан-ли («увеличивающий богатство») — Южного, Гуан-жун («увеличивающий благосклонность») — Западного и Гуан-цзэ («увеличивающий щедрость») — Северного. Все они считаются братьями Ао, старший из к-рых Гуан-дэ. В фантастич. Эпопее «Сы ю чжуань» («Путешествие на Запад», XVI в.) У Чэн-эня и др. произведениях лун-ваны носят несколько иные имена: Ао Гуан, Ао Цинь, Ао Шунь и Ао Жун. Существовало представление и о лун-ванах четырех главных рек Китая.
 
В нар. сказках и преданиях обычно фигурирует просто лун-ван (без имени) или Дунхай лун-ван («царь драконов Восточного моря»). В поздних нар. верованиях лун-ван нередко рассматривается как владыка стихий, к-рому подчинены бог грома  Лэй-гун, богиня молнии Дянь-му, бог ветра Фэн-бо и хозяин дождя Юй-ши.  В поздней нар. синкретической мифологич. системе Лун-ван, как и др. божества, подчинен верховному владыке Юй-ди, в знак уважения Лун-ван является в его дворец (считалось, что в это время и идут сильные дожди).
 
В поздней фольклорной традиции Лун-ван обычно представляется старцем, живущим в хрустальном подводном дворце лун-гун («драконов дворец», также впервые встречается в переводах буд. сутр). Лун-ван — хранитель несметных сокровищ, у него есть свое морское воинство: черепахи, каракатицы, креветки и другие морские обитатели, имеющие способность к оборотничеству. Кит. художники нередко рисовали Лун-вана в виде старца с посохом, набалдашник к-рого украшен головой дракона — реликт зооморфной природы Лун-вана. Часто упоминаются и дети Лун-вана — сын, реже дочь. Обычный сюжет этих произведений таков: сын Лун-вана попадает беду, его спасает юноша. Сын Лун-вана приглашает его в гости во дворец отца и объясняет, какой подарок он должен просить у Лун-вана перед возвращением на землю. Обычно это чудесный предмет, заключающий сокровища: тыква-горлянка, дающая еду, или даже дочь Лун-вана, к-рая выходит замуж за героя, но, родив ему детей, по прошествии определенного количества лет возвращается обратно в подводное царство.
 
Культ Лун-вана был чрезвычайно распространен в старом Китае. Храмы, посвященные ему, были практически в каждом городе, каждой деревне, близ рек, озер, переправ и колодцев. Его заступничества просили моряки, рыбаки, земледельцы, а также водоносы, к-рые считали, что подземные источники в колодцах управляются Лун-ваном и соединяются где-то под землей с морем. Во время засухи статую Лун-вана выносили из храма и ставили солнцепеке, а во время наводнения ее носили, чтобы показать Лун-вану размах бедствия и усовестить его. Если это не помогало, то статую топили в воде. Кит. императоры присваивали лун-ванам различные титулы, а иногда понижали их в чине, издавали указы о ссылке их за проступки в дальние края и т.п.
 
Литература:
Баранов И.Г. По китайским храмам Ашихэ // Вестник Маньчжурии. Харбин, 1926, № 1–2; Яковлев Л.М. Дракон (Этнографический очерк) // Записки харбинского общества естествоиспытателей и этнографов. № 1. Харбин, 1946, с. 20–24; Maspero H. The Mythology of Modern China // Asiatic Mythology. N.Y., [1963], р. 276–278.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 511-512.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.