Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Луань-няо

鸞鸟 Чудесная птица луань-няоЧудесная птица луань-няов древнекитайской мифологии чудесная птица. Луань-няо изображали похожей на петуха, с красными, переходящими в многоцветные перьями (по др. версии, у луань-няо преобладал темный, сине-зеленый цвет). Луань-няо могла воспроизводить все звуки, по др. источникам, ее голос похож на звук колокольчика. Считалось, что луань-няо появляется только тогда, когда в государстве царят мир и спокойствие. В нек-рых древних книгах утверждается, что луань-няо — это название птенца фэн-хуана. Изображения луань-няо украшали в древности колесницу правителя, а также его стяг.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Птица луань также считалась самкой феникса-фэн, от сочетания с к-рым рождала птенца луань-чжо. Иероглиф чжо входит в бином юэ-чжо 鸑鷟, означающий мифического пурпурного феникса и реальную водоплавающую птицу, схожую с крупной уткой. Фениксы луань и фэн с щитками на голове и змеями на голове, ногах и груди обитали на волшебных деревьях, дарующих бессмертие (бу-сы-шу) и приносящих самоцветные плоды (фу-чан-шу, лан-гань-шу), на священной горе Куньлунь, где стоял дворец Хуан-ди. В поэме «Юань ю» («Далекое странствие»/ «Путешествие в даль») из «Чу цы» («Чуские строфы») луань-няо выступает посланницей к красавице-богине Фу-фэй (Ло-шэнь). Образ пары фениксов луань-фэн стал символом неразлучной и гармоничной супружеской четы, а также корифеев, героев, лучших людей и их творений. Кроме того, согласно конфуцианскому канону «Ли цзи» («Записки о благопристойности»), иероглиф луань означал колокольчик на ярме (хэн [2]) лошади, запряженной в колесницу государя. Выезжая в такой колеснице (луань лу ), запряженной отборными, особо рослыми конями – «лазурными драконами» (цан лун, см. Цин-лун, Лю лун), сын Неба (тянь цзы – император) в календарно-мироустроительном ритуале (см. Инь-ян ли) знаменовал начало каждого из трех весенних месяцев («Ли цзи», гл. 4/6 «Юэ лин» - «Помесячные приказы»; «Люй-ши чунь цю» - «Вёсны и осени господина Люя», I, 1; II, 1; III, 1).
 
Источники:
Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001, с. 71, 79, 88; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М.Яншиной. М., 2004, с. 136; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, с. 21, 254.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1965, с. 102 - 103; Цы хай (Море слов). Шанхай, 1948, с. 1546.
 
Автор: Кобзев А.И.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 505.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Минни Вотрин — богиня милосердия Нанкина
Война в защиту республики: к оценке события и его главных действующих лиц
Китай форсирует развитие автомобилей на новых источниках энергии
Роль богатых при китайском социализме
Российские и британские путешественники об административных и правовых преобразованиях Якуб-бека в Восточном Туркестане (1860–1870-е гг.)


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.