Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ло Цин

羅清, Ло Хуй, Ло-цзу («патриарх Ло»). 1443–1527. Религ. мыслитель, основоположник синкретической секты ло-цзяо («учение Ло»), или увэй-цзяо («учение о недеянии», см. У вэй). Основное соч. — «Пятикнижие Ло Цина» («Ло Цин у бу цзин») — представляет собой переход от традиции передачи ортодоксальных буд. текстов на нар. языке к синкретической литературе нар. сект. Учение Ло Цина нацелено на соединение идей буд. школ цзинту-цзун и чань-цзун, конф. императивов, религ. космологии даос. типа, а также неоконфуцианских форм филос. синтеза. Свои построения он посвящает задаче спасения в чань-буддийской трактовке — возвращения к состоянию изначальной нерасчлененности сознания на субъект и объект, к его первородной целостности и избавления т.о. от мирских заблуждений. «Чистая земля» (цзин ту) и завет будды Амитабхи (Амито-фо) для высших ступеней посвящений, по учению Ло Цина обретают значение символа, к-рый следует наполнить психоэмоциональным содержанием, обеспечивающим прорыв в собственное «первородное сознание» — обетованную «Чистую землю». В духе чаньского парадокса Ло Цин отрицал абс. значение религ. благочестия и религ. практики, в т.ч. медитации. Основополагающая категория в построениях Ло Цина — у цзи («беспредельное», см. Тай цзи), первоисточник сущего, в т.ч. людей, и буд. упорядочивающее начало, определяемое апофатически («не то и не это»). Ло Цин отождествляет у цзи либо с одним из «трех тел Будды» (дхармакая), либо с шуньятой (кун [1]), иногда придавая этому понятию оттенок персонификации — У цзи Шэн-цзу («Святой патриарх беспредельного»); атрибутика у цзи напоминает чань-буддийские характеристики идеального состояния сознания. В русле предшествующей кит. буддийской апологетики Ло Цин отождествлял пять буд. заповедей с пятью конф. добродетелями: «не убий» — с «гуманностью» (жэнь [2]), «не прелюбодействуй» — «с благопристойностью» (см. Ли [2] ) и т.д.; «сыновняя почтительность» (сяо [1]) трактовалась как забота о спасении родителей, а одухотворяющее прочие добродетели начало виделось в стремлении освободить от сансары (лунь хуй) все живые существа. Путь к спасению сопровождается упразднением различий и противопоставлений, в т.ч. между «тремя учениями» (сань цзяо). Вместе с тем сам Ло Цин считал свою доктрину буддийской, относя, например, секту байлянь-цзяо к «еретическим учениям» (се-цзяо).
 
Учение Ло Цина вошло в осн. комплекс представлений нар. сект преимущественно буд. толка, в т.ч. байлянь-цзяо. Особое значение для нар. сектантства имело утверждение Ло Цином равенства социальных категорий, монахов и мирян.
 
Источники:
Чжэн синь чу и у сю чжэн цзы цзай баоцзюань (Баоцзюань о том, как с помощью истинной веры изгнать сомнения, и о достижении отрешения от мирской суеты). [Б.м.], 1968.
 
Литература:
Абаев Н.В., Поршнева Е.Б. О влиянии чань-буддизма на учение Ло Цина (XVI в.) // Философские вопросы буддизма. Новосиб., 1984; Поршнева Е.Б. Религиозные движения позднесредневекового Китая: Проблемы идеологии. М., 1991, с. 61–68; Overmyer D. Folk Buddhist Religion. Dissenting Sects in Late Traditional China. Cambr (Mass.).–L., 1976.
 
По материалам Н.В. Абаева и Е.Б. Поршневой
 

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 503.

Авторы: ,
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.