Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Лоугуаньтай

«[школа] Дозорной башни» — одна из древнейших даос. школ. Возникла во 2-й пол. V в. в гос. Сев. (Тоба) Вэй (386–534), основанном народностью сяньби (тоба) в захваченных ими районах бассейна р. Хуанхэ. Ее история тесно связано с попыткой проведения религ. реформы, предпринятой при третьем монархе Сев. Вэй — Тоба Тао (Тай-у-ди, 424–452). Инициаторами реформы выступили канцлер Цуй Хао (?–450), этнический китаец, поступивший на службу к властям Сев. Вэй еще в начале V в. и даос. наставник Коу Цянь-чжи (?–448). Изначально принадлежавший к школе чжэнъи-дао (Путь истинного/правильного единства), Коу Цянь-чжи около десяти лет прожил отшельником в горном массиве Суншань (совр. пров. Хэнань). В 424 он объявился при дворе Сев. Вэй, заявив о том, что ему были неоднократные видения Господина Лао (Лао-цзюнь, обожествленный мудрец Лао-цзы, основоположник даосизма). В след. году им была проведена грандиозная церемония наделения Тоба Тао инвеститурой Истинного правителя великого равенства (Тай-пин чжэнь-цзюнь, см. Тай пин). В ходе самой реформы был учрежден ин-т «эрудитов (бо-ши) по вопросам обретения бессмертия», созданы гос. алхимич. лаборатории. В столице и в провинц. административных центрах воздвигнуты святилища, к-рые обслуживало даос. духовенство, приобретшее черты монашеской организации (создание устава для даос. духовенства). После смерти Коу Цянь-чжи (448) и казни Цуй Хао (450), часть участников этой реформы укрылись в горах Чжуннаньшань (ок. 40 км к юго-западу от совр. г. Сиань, пров. Шэньси). Окончательно утвердившаяся при патриархе Ван Дао-и (447–510), школа Лоугуаньтай существует до сих пор в пределах пров. Шаньси и пользуется все возрастающей популярностью среди местного населения.
 
Реформы Коу Цянь-чжи являют выразительный пример использования даос. вероучения в политич. целях и даже попытки создания теократич. государства. Школа Лоугуаньтай, несмотря на ее локальный характер, тоже занимает весьма существ. место в истории даосизма. Во-первых, именно с ней связано зарождение даос. монашества, построенного по образцу буд. монашеской общины (санскр. сангха, кит. сэн). Во-вторых, она обладает собств. религ. системой, основанной на культе Лао-цзы как демиурга (создателя упорядоченной Вселенной) и источника сакрального знания. Является единств. даос. школой, во главе божеств. пантеона к-рой находится Господин Лао.
 
Литература:
Дунтянь шэнцзин (Виды «Пещерных небес»). Пекин, 1987, с. 45–50, 109–111; Kohn L. Daoism and Chinese Culture. Cambridge, 2001, р. 104–106; Mather R. K’ou Ch’ien-chih and the Taoist Theocracy at the Northern Wei Court 425–451 // Facets of Taoism / Ed. by H. Welch and A. Seidel. New Haven, 1979.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 501-502.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.