Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ли - ши

理事 «принципы» – «дела/вещи». Понятийная оппозиция, введенная мыслителем школы сюань-сюэ Ван Би (III в.) и впоследствии обозначившая основное положение философии буддийской школы хуаянь (см. Хуаянь-цзун) о сущностном единстве абс. и феноменального бытия.
 
В философии хуаянь под «принципами» (ли [1]) понимается абс. субстанция, составляющая сущность всех дхарм (см. Фа [1]). Ли [1] отождествляется с универсальным «телом будды» (санскр. дхармакая, кит. фа шэнь), к-рое именуется также «принципом — телом будды» (ли фо шэнь), а восходящая к нему природа всех живых существ и мира в целом — «[основанной на] принципе природы будды» (ли фо син). Под «делами/вещами» (ши [3]) подразумеваются все вещи и живые существа феноменального мира сансары (лунь хуй), т.е. «сущее».
 
Исходя из махаянской доктрины единства сансары и нирваны (см. Непань), философы школы хуаянь — Ду-шунь (VI–VII вв.), Фа-цзан (VII–VIII вв.), Цзун-ми (VIII–IX вв.) и др. выдвинули положение не только о субстанциальной общности ли [1] и ши [3], но и о «беспрепятственном [взаимопроникновении] принципов и дел/вещей» (理事無礙 ли ши у ай), к-рые содержат и обусловливают друг друга, составляя единство двух аспектов «единого сознания [будды]» (и синь). Это учение дополняется мыслителями хуаянь положением о «беспрепятственном [взаимопроникновении] всех дел/вещей» (ши ши у ай). Оно обосновывается авторитетом индийской «Гандавьюха-сутры», входящей в «Аватамсака-сутру» («Хуа янь цзин»). Гл. «О вхождении в дхармадхату» (кит. «Жу фа цзе пинь») этой сутры гласит, что мир подобен волшебной сети из драгоценных камней, каждый из к-рых отражает в себе все прочие камни и сам бесконечно отражается в них. Доктрины «беспрепятственного [взаимопроникновения]» определяют специфику философии школы хуаянь, постулирующей духовное единство мира как упорядоченного множества, каждый элемент к-рого включает в себя мир в целом.
 
Учение о ли – ши, содержащее элементы идеалистически понятой диалектики части и целого, единого и многого, является примером осмысления доктрин инд. буддизма в категориях традиционной китайской философии.
 
Литература:
Игнатович А.Н. Буддизм в Японии. Очерк ранней истории. М., 1987, с. 238–245; Янгутов Л.Е. Философское учение школы Хуаянь. Новосиб., 1982; Chang G.C.C. The Buddhist Teaching of Totality. The Philosophy of Hwa-Yen Buddhism. University Park — London, 1971.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 316.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.