Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Гун

李塨, Ган-чжу, прозвище Шу-гу. 14.5.1659, Сицаоцзяцзуй уезда Лисянь, пров. Чжили (совр. Хэбэй), — 14.2.1733, там же. Кит. философ, ученик Янь Юаня, создавший вместе с ним «школу Янь-Ли» (яньли-сюэпaй). Родился в семье ученого Ли Мин-сина, у к-рого получил начальное образование. В конце 1673 женился на Ван Чжи-шунь, сестре Ван Ян-цуя, к-рый был близким другом Янь Юаня. Однако менее чем через два года овдовел и в 1677 вновь вступил в брак. Тогда же удачно сдал экзамены на степень сю цай, но отказался от гос. стипендии, сочтя ее подкупом со стороны захвативших власть в стране инородцев-маньчжуров. В 20 лет Ли Гун написал первое самостоятельное произведение «Цю сяо цзи» («Сборник о стремлении к сыновней почтительности»), к-рое, однако, не сохранилось. В 1679 стал учеником Янь Юаня и в подражание учителю начал вести дневник, легший затем в основу его жизнеописания «Ли Шу-гу сянь шэн нянь пу» («Погодичная биография наставника Ли Шу-гу», 1736).

Вдохновленный установкой Янь Юаня на практич. знания, Ли Гун сформулировал положение: «Чем больше черпаешь из бумаг, тем меньше черпаешь из происходящих в мире событий; чем больше сосредоточиваешь дух на кисти и туши, тем меньше сосредоточиваешь его на каноническом упорядочении [мира] и вспомоществовании [народу] (цзин цзи)» («Ли Шу-гу сянь шэн нянь пу»). Как и его учитель, он решил заняться медициной и фармакологией и помимо философии и истории стал изучать военное дело, экономику, музыку и этикет, что впоследствии нашло отражение в таких его произведениях, как «Сюэ шэ лу» («Записи об изучении стрельбы из лука», 2 цз.), «Сюэ ли» («Изучение благопристойности», 5 цз.) и др. Из-за стесненных обстоятельств с 1683 по 1708 он был вынужден подвизаться в качестве домашнего воспитателя в разных семьях. Кочуя по стране, в 1685 Ли Гун прибыл в Пекин, к-рый за последующие 42 года посетил около сорока раз.

В 1689 Ли Гун написал предисловие к трактату Янь Юаня «Цунь син бянь» («Сочинение о поддержании [индивидуальной] природы») и тогда же составил сборник «Сун го цзэ ли» («Правила и нормы осуждения нарушений»), опубликованный в 1695. В нем, следуя аналогичному произведению последователя Ван Ян-мина, основателя Цзишаньской школы (цзишань-сюпай) Лю Цзун-чжоу «Цзи го гэ» («Выверение фиксированных нарушений»), он представил классификацию нравственных пороков и дефектов.

В 1690 Ли Гун получил след. ученую степень цзюй жэнь. В 40 лет вновь женился — на этот раз на Ван Фэн-гу, к-рая, будучи моложе его почти на четверть века и родив ему в 1699 и 1702 двух сыновей, умерла в 1706. Как профессиональная деятельность, так и семейное положение побудили Ли Гуна в 1700 написать работу о воспитании детей «Сяо сюэ цзи е» («Опыт исследования малого учения», 5 цз.), а в 1701 издать сочинение о взглядах на образование, изложенных в канонич. лит-ре, «Шан цзин сюэ гуй цзуань» («Сводка правил учения из канонов совершенномудрых», 2 цз.). В том же году Ли Гун опубликовал одно из своих гл. произв., посвященное первому трактату конф. «Четверокнижия» («Сы шу»), «Да сюэ бянь е» («Опыт обсуждения “Великого учения”»). Последнее самим названием ассоциировалось с радикальным опусом ученика Лю Цзун-чжоу Чэнь Цюэ «Да сюэ бянь» («Обсуждение “Великого учения”», 4 цз., 1654). Тогда же сочинения Ли Гуна о музыке под заглавием «Ли ши сюэ юэ лу» («Записи об изучении музыки господина Ли», 2 цз.) издал его наставник, известный ученый и писатель Мао Ци-лин, у к-рого он изучал музыку в 1697–1699 и к собранию сочинений к-рого впоследствии написал свое предисловие. В 1701 Ли Гун написал антибуд. текст «Ли фо лунь» («Суждения, разоблачающие буддизм») и прочел цикл лекций о втором трактате «Четверокнижия» (эти произведения составили сборник «Шу-гу Чжун юн цзян юй» — «Лекции Шу-гу о “Срединном и неизменном”»). После смерти Янь Юаня (30 сентября 1704) Ли Гун воздвиг у него на родине в уезде Бое (совр. пров. Хэбэй) мемориал Сичжай сюэ шэ (Ученая обитель Си-чжая), а в след. году составил его жизнеописание «Янь Си-чжай сянь шэн нянь пу» («Погодичная биография наставника Янь Си-чжая»).

В 1715–1716 Ли Гун попал под следствие в связи с делом о мятеже, но был оправдан. Более того, в 1717 он подал прошение об офиц. должности и в след. году получил назначение на пост смотрителя учебных заведений обл. Тунчжоу (пров. Чжили, совр. Хэбэй). Однако вскоре был вынужден оставить службу из-за болезни и в 1719 вернулся на родину, но задумал переселиться на юг, где в более свободной духовной атмосфере предполагал вызвать больший интерес к своим идеям. Этому плану не суждено было сбыться после того, как при попытке его реализации в поездке в южн. столицу Нанкин в 1721 умер его старший сын.

В 1730 Ли Гун был приглашен администрацией столичной пров. Чжили возглавить работу над географич. справочником «Цзи фу тун чжи» («Географическое описание столичной области», 121 цз.), к-рый был издан в 1735. В 1731 он написал политический трактат «Ни тай пин цэ» («План великого равновесия»). Предчувствуя кончину, Ли Гун заранее составил эпитафию и после смерти в 1733 неофициально получил имя Вэнь-цзы (Муж Культуры).

В творчестве Ли Гуна большое место занимало комментирование классики: «Чжоу и чжуань чжу» («“Чжоуские перемены” с комментариями и примечаниями»), «Чунь цю чжуань чжу» («“Вёсны и осени” с комментариями и примечаниями»), «Сы шу чжуань чжу» («“Четверокнижие” с комментариями и примечаниями»), «Лунь юй чжуань чжу вэнь» («Вопросы к “Суждениям и беседам” с комментариями и примечаниями»). Эссе, написанные после 1686, составили сборник «Чоу ван бянь» («Сочинение, исцеляющее от беспамятства»); созданное в 1703–1727 вошло в «Шу-гу хоу цзи» («Последующее собрание [сочинений] Шу-гу»); наиболее значимые труды включены в «Янь ли цун шу» («Собрание произведений Янь [Юаня] и Ли [Гуна]»).

Мировоззрение Ли Гуна сформировалось на основе взглядов Янь Юаня, согласно которым «принцип» (ли [1]) производен от «пневмы» (ци [1]). Критикуя тезис Чжу Си о «надформенности» (син эр шан) принципа, Ли Гун утверждал: «Дело имеет структурную упорядоченность, к-рая называется принципом и находится внутри дела. Утверждать же, что принцип находится выше дела, означает отделять его в качестве самостоятельной вещи. “Принцип” — это служебное (букв.: пустое) слово, может ли являться вещью?» («Лунь юй чжуань чжу вэнь», ч. 2). Осуществленный неоконф. школой Чэн И — Чжу Си отрыв принципов от дел и вещей философ квалифицировал как даос.-буд. ересь, погружающую в мистический туман и приводящую к «торжеству пустоты и сохранению безучастности» (чжи сюй шоу цзи), что исторически обернулось крушением великих династий Сун и Мин, соответственно в XIII и XVII вв. под натиском монголов и маньчжуров.

В свою очередь, признание полной посюсторонности принципов соответствовало гл. установке Янь Юаня на «канонич. упорядочение мира» (цзин ши) с помощью практически верифицированного рационального знания: «Если не увидено глазами и не испробовано телом (шэнь [2]), то как посредством принципа (ли [1]) постичь это?» («Лунь сюэ» — «Суждения об учении»). Однако в отличие от учителя Ли Гун не ограничивался апелляцией к идеальным образцам древности, а призывал усваивать совр. опыт и даже пропагандировал естественные науки Запада, прежде всего астрономию и математику. Напротив, в решении проблемы соотношения «знания» (чжи [2]) и «действия» (син [3]) Ли Гун вернулся к стандартному, идущему из конф. классики представлению о том, что первое предшествует второму («Да сюэ бянь е», цз. 1; «Лунь сюэ»), тогда как Янь Юань отстаивал их единство, к-рое воплощается прежде всего в «практич. усвоении» (си [2]).

Полностью соглашаясь с тезисами Янь Юаня о необходимости реставрации древней системы «колодезных полей» (цзин тянь) и «учебных заведений» (сюэ сяо), Ли Гун корректировал аналогичный тезис о «феодах» (фэн цзянь) и, постулируя необходимость «наличия пищи в каждой семье», призывал к достижению «совпадения службы и учебы, гражданского (вэнь) и военного, чиновника и служащего, армии и народа» («Пин шу дин» — «Выправленная “Книга равновесия”», цз. 3).

Литература:
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 172; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 432–435, указатель; Freeman M. Yen Yuan, Preservation of Learning. Los. Ang., 1972.

См. также библиографию к ст.: Конфуцианство; Неоконфуцианство; Янь Юань.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 302-303.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая
К вопросу о сотрудничестве между Китаем и Израилем в автомобильной промышленности


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.