Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Линь Цзэ-сюй

Линь Вэнь-чжун. 30.8.1785, уезд Хоугуань пров. Фуцзянь, — 22.11.1850, Чаочжоу пров. Гуандун. Кит. гос. деятель, мыслитель, ученый, литератор и каллиграф. Родился в помещичьей семье. В 1811 получил высшую ученую степень цзинь ши, был принят в Ханьлинь академию. С 1820, находясь на гос. службе, занимал высокие администр. посты. В 1838, будучи наместником южн. провинций Хунань и Хубэй, начал активную борьбу с практикой курения опиума и опиумной торговлей, основанной на англ. импорте. После его докладов двору указом 31 дек. 1838 Линь Цзэ-сюй был назначен имп. комиссаром и командующим военно-морскими силами в приморскую пров. Гуандун, где развернул успешную деятельность, в ходе к-рой обращался с посланиями к англ. королеве Виктории, предлагая запретить наркотик на землях Британской империи (1839, 1840). После начала первой «опиумной» войны (1840–1842) он как сторонник самых решительных мер против англичан и наиболее раздражавшее их лицо был смещен со всех занимаемых им постов, а в 1842 отправлен в далекую от побережья обл. Синьцзян. В 1845 Линь Цзэ-сюй был вновь привлечен к гос. службе, а в 1850 отправлен на подавление Тайпинского восстания (1850–1864), однако по дороге скончался. После смерти ему были оказаны высокие почести: присвоен титул Вэньчжун-гун (князь Культурности и Преданности), табличка с его именем установлена в Храме прославленных чиновников (Минхуань цы) в Юньнани (1851) и в Цзян-су (1865), в 1852 в его честь возведен специальный храм в Сиани (пров. Шэньси); два храма посвящены ему в Фучжоу. В постимперский период в 1929 кит. пр-во установило в его честь памятный мемориал и объявило 3 июня, когда Линь Цзэ-сюй впервые приступил к уничтожению опиума, общенац. Днем запрета на опиум.

Наблюдая нарастание кризисных явлений внутри кит. гос-ва и ослабления его конкурентоспособности во взаимоотношениях с внеш. миром, к-рый традиционно рассматривался как «варварский», т.е. менее культурный, Линь Цзэ-сюй стал развивать критическое направление в интеллектуально доминировавшей неоконф. мысли (см. Неоконфуцианство), сформировавшееся в XVIII в. во вновь воссозданную Чжуан Цунь-юем и Лю Фэн-лу «текстологическую школу совр. письмен» (цзиньвэньцзин-сюэ). Виднейшими представителями этого направления в 1-й пол. XIX в. помимо самого Линь Цзэ-сюя явились Гун Цзы-чжэнь и Вэй Юань. В 1830 они организовали Сюаньнаньское поэтическое об-во, распространявшее реформаторские идеи. При всем относительном радикализме их призывов к «изменению законов» (гэн фа, гай фа, бянь фа) предполагаемые нововведения все же ограничивались сферой наличной социально-политич. реальности и не распространялись на стоявшие за ней основополагающие принципы (дао). Кроме того, сторонники «школы совр. письмен» стремились связать традиц. науку, в к-рой господствовали философия, филология и история, с общей теорией гос. управления, к-рую Гун Цзы-чжэнь называл «наукой для востока, запада, юга и севера».

Будучи активным участником первой «опиумной» войны и вызвавших ее событий, стремясь дать эффективный отпор сначала экономич., а затем военной экспансии иноземцев, Линь Цзэ-сюй придерживался принципа, согласно к-рому «необходимо всегда знать положение дел у варваров, знать их слабости и их силу, только тогда можно установить способы контроля над ними». Следуя своему правилу «научиться искусству врагов, чтобы затем подавить их», он вопреки господствовавшим изоляционистским настроени¬ям «ежедневно заставлял людей разузнавать о делах на Западе, переводить зап. книги и покупать их газеты». В итоге он создал новаторский для Китая того времени труд, основанный на зап. источниках, — «Сы чжоу чжи» («Сведения о четырех материках», 1840), в к-ром были приведены данные по истории, географии, политике и праву различных стран мира. Посмертно было издано обширное собрание его социально-экономич. и политико-правовых произв. — «Линь Вэнь-чжун гун чжэн шу» («Административные документы Линя, князя Культурности и Преданности») в 37 цз.

В основе взглядов Линь Цзэ-сюя лежала традиц. для Китая концепция мироустроительной власти императора как сына Неба. Накануне столкновения с Англией в «опиумной» войне он писал в обращении к английской королеве (1839): «Довожу до Вашего сведения, что мой император желает мира и благоденствия как своей, так и другим странам и считает гуманность единственной основой отношений со всеми. Выгоды он готов по справедливости делить со всем миром, а зло — повсеместно искоренить. В заботе о людях он подобен Небу и Земле». Вместе с тем отраженная здесь древняя конф. идея «гуманного правления» (жэнь чжэн), к-рую отчетливо сформулировал уже Мэн-цзы, вполне сочеталась у Линь Цзэ-сюя с апологетикой применения закона о смертной казни не только за продажу, но и за курение опиума.

Следуя традиц. представлениям о вселенской юрисдикции имп. власти и ее этико-ритуальной (ли [2]) основе, Линь Цзэ-сюй писал в «Секретном донесении императору» (1841): «Наша династия управляет Срединной империей и чужими народами, опираясь на принципы Яо и Шуня», — т.е. на канонизированные конфуцианством моральные установки этих идеальных правителей мифич. древности. Однако, исходя из приоритета этико-ритуальных норм благопристойности (ли [2]), Линь Цзэ-сюй признавал и необходимость противоположной формы социальной регуляции — законов (фа [1]; см. Легизм), предполагающих карательные санкции: «Люди мудрые и добродетельные всегда карали предательство и зло, опираясь на закон, ради счастья грядущих поколений».

В целом взгляды Линь Цзэ-сюя повлияли на формирование возобладавшей во 2-й пол. XIX в. идеологии «самоусиления» (цзы цян) и «движения за усвоение заморских дел» (ян у юнь дун), устремленной на сбалансированное сочетание достижений Китая и Запада, отказ от традиц. изоляционизма, установление общепринятых в мире дипломатич. отношений с иностранными гос-вами и выразившейся в лозунге Чжан Чжи-дуна: «Кит. учения для фундамент. основы (ти [1]), зап. учения для прикладного применения (юн [2])» (см. Ти—юн), а также на последующие реформаторские построения Кан Ю-вэя — крупнейшего представителя «школы совр. письмен» в кон. XIX — нач. XX в.

Источники:
Избранные произведения китайских мыслителей нового времени. М., 1961.

Литература:
Врадий СЮ. Ранний период жизни и деятельности Линь Цзэсюя // Историография и источниковедение истории стран Азии и Африки. Вып. XI. Л., 1988. С. 43–55; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 176; Кобзев А.И. Китай // История политических и правовых учений XIX в. М., 1993; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002, указатель.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 305-307.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.