Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Чэн

李成, Ли Сянь-си 李咸熙. 919?, уезд Инцю 莒丘 обл. Цинчжоу 青州 (совр. пров. Шаньдун), — 967, г. Бяньлян 卞梁 (совр. г. Кайфэн, пров. Хэнань). Один из ведущих мастеров пейзажа шань-шуй (хуа) 山水 (畫) («живопись/изображения гор и вод») эпохи Пяти династий (У-дай, 907–960) — нач. Северной Сун (960–1127).
 
Служебная карьера Ли Чэна, представителя боковой ветви правящего семейства (Ли) империи Тан (618–907), началась в царстве Позднее Чжоу (951–960) эпохи Пяти династий, где он примкнул к сторонникам основателя дин. Северная Сун и сразу же после ее воцарения получил почетный титул гуанлу-чэн 光祿丞 («имеющий светлые заслуги») и был введен в рук-во только что созданной Академии живописи (Хуа-юань 畫院). В знаменитом трактате по истории живописи «Тухуа цзянь вэнь чжи» 圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.), этот художник, наряду с Гуань Туном и Фань Куанем, включен в когорту сань цзя 三家, «трех [великих] мастеров», фигурирующих в научной лит-ре в качестве «трех великих пейзажистов Х в.», признаваемых основоположниками основного в северосунской академич. живописи стилистич. направления в пейзаже, получившего у совр. исследователей назв. «панорамно-монументального стиля».
 
В трактате нач. XII в. «Сюань-хэ хуапу» 宣和畫譜 («Каталог живописи [периода правления под девизом] Сюань-хэ») перечислены 159 картин Ли Чэна, согласно др. письменным источникам, он создал около 300 произведений, но сохранилось лишь неск. копий XII–XIV вв. Наиб. близкими к подлинным работам мастера признаны: «Ду бэй хуй ши ту» 讀碑彙石圖 («Читая стелу», вар. «Чтение стелы», 126,3×104,9 см, шелк, тушь. Муниципальный музей, г. Осака), «Цин луань сяо сы ту» 晴巒蕭寺圖 («Невысокий пик в ясную погоду с уединенным буддийским монастырем», вар., принятый в европ. лит-ре, — «Буддийский храм в горах после дождя», 118,8×56 см, шелк, тушь, краски. Галерея искусств Нельсона-Аткинса, г. Канзас-Сити), «Мао линь юань сю ту» 茂林遠岫圖 («Густой лес [и] далекие горные пики», 45,5×145,5 см, шелк, тушь. Ляонинский провинциальный музей, г. Шэньян, пров. Ляонин) и «Яо фэн ци шу ту» 瑤峰琪樹 («Нефритовые пики и драгоценные деревья», 24,1×36 см, шелк, тушь, краски. Нац. музей Гугун, Тайбэй).
 
Очевидна сюжетная и стилистич. неоднородность этих произведений, выполненных как в монохромной технике, так и в цвете. Особенно яркой гаммой обладает картина «Нефритовые пики и драгоценные деревья» благодаря контрастному сочетанию красно-коричневых, синих и зеленых пятен. В ней, как и в двух др. упомянутых ранее произведениях воспроизведен панорамный ландшафт. В картине «Читая стелу», напротив, показана камерная по содержанию сцена: всадник и пеший слуга стоят перед огромной каменной плитой, испещренной надписями, в окружении нескольких деревьев, растущих прямо из валунов, к-рые имитируют лесную чащу. Несмотря на указанные расхождения, в тв-ве Ли Чэна прослеживается несколько общих для него и принципиально важных для станковой живописи того времени худ. новаций. К ним относятся, прежде всего, использование «диагональной» композиции, предполагающей сосредоточение большинства изображений в одном из углов полотна. Оставшееся «пустым» пространство при этом приобретает определенное, основанное на композиционном контрасте, эстетико-смысловое значение. Этот прием отчетливо виден и в картине «Читая стелу», правая часть к-рой наиболее информативна, в то время как в левой едва угадывается дорога, ведущая к туманной горной гряде.
 
Следующая новация Ли Чэна заключалась в изменении принципов изображения объектов ближнего плана. В отличие от пейзажей Цзин Хао и Гуань Туна, где горная панорама «вырастает» прямо из нижней кромки полотна Ли Чэн помещает там лишь обрезанные краем свитка единичные детали — корни старой сосны, сухие древесные ветви, противопоставляя их глубине разворачивающегося ландшафта. И, наконец, пейзажам Ли Чэна, подобно европ. живописи, свойственна фиксированная т.зр., предполагающая направленность взгляда «снизу вверх», с позиции стоящего на земле человека. Она не была типичной для кит. изобразительного иск-ва, стремящегося показать объект в неск. ракурсах одновременно: в приближении к нему и удалении от него, при рассмотрении его сверху, снизу и сбоку. Благодаря такой «подвижной» т.зр. («рассеянной перспективе») традиционная кит. живопись обладает особым оптич. эффектом, создавая у зрителя иллюзию свободного перемещения над землей, открывающего возможность видеть меняющиеся на глазах предметы и элементы ландшафта. Эксперименты Ли Чэна, не вышедшие за рамки его собств. тв-ва, тем не менее, приоткрыли для кит. живописи новые потенциальные возможности структурирования худ. пространства.
 
Оригинальность стилистич. манеры Ли Чэна позволяла ему создавать картины, пронизанные особо романтич. настроением, за что теоретики живописи называли его первым художником, постигшим «прелесть лесного тумана и ровных полей». Мастер добивался специфич. эмоционального эффекта посредством акцентирования условных авторских трактовок элементов природы, при к-рых рисунок, напр., деревьев с узловатыми, мощными стволами и причудливо изогнутыми ветвями, выполненный особыми мазками (т.н. «клешня краба»), напоминал когти чудовища.
 
Тв-во и пед. деятельность Ли Чэна оказали существ. влияние на развитие академич. школы: он воспитал целую плеяду художников, среди них ведущего пейзажиста 2-й пол. эпохи Северная Сун — Го Си.
 
Источники:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К.Ф. Самосюк. М., 1978;
 
Литература:  
Виноградова Н.А. Китайская пейзажная живопись. М., 1972; Кравцова М.Е. История искусства Китая. СПб., 2004; Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X–ХШ вв. М., 1976; Самосюк К Ф. Го Си. М., 1976; Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго мэйшу цюаньцзи. Хуйхуа бянь (Полное собрание произведений китайского искусства. Живопись). Т. 3. Пекин, 1986; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи). Т. 2. Ханчжоу, 1999; Eight Dynasties of Chinese Painting. The Collection of the Nelson Gallery – Atkins Museum, Kansas City, and the Cleveland Museum of Art. Cleveland, 1980; Paintings in Chinese Museums //Arts of China. Vol. 3. Tokyo, 1970; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1–3. L., 1958; Sullivan M. Symbols of Eternity: Landscape Painting in China. Stanford, 1979.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 618-619.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.