Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ли Бин шисян

李冰石像, «каменная статуя Ли Бина», — одно из древнейших произведений кит. каменной антропоморфной скульптуры.
 
Эта статуя, достигающая в выс. 2,90 м и выполненная из местной породы белого известняка, была найдена в сер. 1970-х на терр. уезда Гуаньсянь 灌縣 пров. Сычуань. Согласно надписи, выбитой на поверхности фигуры, она изображала жившего в кон. III в. до н.э. (ок. 250 г. до н.э.) Ли Бина 李冰, губернатора находившейся в Сычуани древней обл. Шу . В письменных источниках рассказывается об успехах Ли Бина в создании ирригационных сооружений и о методах его борьбы с наводнениями: по приказу губернатора для магич. наблюдения за водными потоками были изваяны пять статуй носорогов и три статуи людей, к-рых поставили на берегу р. Янцзы. Возможно, каменная скульптура самого Ли Бина тоже имела не мемориальный, а культовый характер.
 
Находка статуи косвенно подтвердила правоту письменных сообщений, где история нац. монументальной скульптуры из камня возводится к иск-ву древнего царства Цинь (Цинь-го, VIII–III вв. до н.э.), предшественника империи Цинь (220–207 до н.э.). Древнейшими каменными изваяниями источники называют фигуры пяти быков, выполненные по приказу правителя царства Цинь — Хуй-вэнь-вана 惠文王 (337–312 до н.э.) во время его войны с соседним царством Шу, захваченным и преобразованным в обл. Шу, возглавляемую Лю Бином. Рассказывают, что не желая штурмовать узкий горный проход в Шу, власти Цинь решили прибегнуть к хитрости (напоминающей известный ист. эпизод с «троянским конем»). Сраженные красотой статуй, установленных перед горным коридором, жители Шу сочли их подарком соседей и перенесли на свою территорию, при этом настолько расширив пограничный проход, что циньская армия без труда прорвалась через него. Возникновение традиции антропоморфной каменной скульптуры источники тоже связывают с циньским иск-вом. Первым подобным изваянием считается имеющая признаки портрета скульптура Вэн-чжуна 翁仲, гвардейца-гиганта из личной охраны основателя империи Цинь — Цинь Ши-хуана 秦始皇 (帝). Впоследствии имя гвардейца стало использоваться в качестве термина — вэнчжун  翁仲, обозначающего каменную антропоморфную скульптуру как таковую.
 
Обращают на себя внимание и худ. особенности статуи Ли Бина: он изображен в полный рост, с руками сложенными на груди и опирающимися на рукоятку вертикально стоящего меча. Такая трактовка антропоморфного образа, по-видимому, была исходно свойственна кит. погребальному иск-ву. Об этом свидетельствуют его древнейшие образцы — статуи гражданского и военного чиновника, вероятно, первоначально воздвигнутые над усыпальницей жившего в I–II вв. принца крови и владельца удельного царства Лу (в центр. части Шаньдунского п-ва). Статуя гражданского чиновника (выс. 230 см), прозванная Цюйфу-шижэнь 曲阜石人 (досл. «каменный человек [из] Цюйфу»), еще в 1794 была перенесена в храм Конфуция (см.  Цюйфу сань Кун). Вторая статуя (выс. 250 см) была найдена в земле в кон. прошлого века.
 
Морфологич. сходство всех трех изваяний позволяет утверждать, что уже в эпоху Поздняя/Восточная Хань (Хоу/Дун Хань, I–III вв.) кит. изобр. иск-во располагало достаточно развитой и обладавшей собственными иконографич. схемами традицией монументальной каменной антропоморфной скульптуры.
 
Литература:
Чжунго и хай (Море китайского искусства). Шанхай, 1994; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Paludan A. The Chinese Spirit Road. The Classical Tradition of Stone Tomb Statuary. New Haven—London, 1991.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 601-602.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.