Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Лао-цзы

老子, Учитель Лао, Старый Ребенок, др. имена — Лао Дань, Ли Эр, Ли Бо-ян. Лао-цзыЛао-цзыДревнекит. философ, мифологизированный основоположник даосизма и автор «Дао дэ цзина» («Канона пути и благодати»). Cогласно традиц. историографии, род. в кон.VII — нач. VI в. до н.э. Древнейшая биография Лао-цзы содержится в разделе «Жизнеописания» («Ле чжуань») «Исторических записок» («Ши цзи», цз. 63) Сыма Цяня (II–I вв. до н.э.). Там сообщается, во-первых, о его рождении в периферийном («варварском») южн. гос-ве Чу, в к-ром сохранилась архаич. традиция шаманизма, по-видимому ставшая первоисточником даосизма; во-вторых, о его службе в центр. из Срединных (исконно кит.) гос-в, в династийном домене Чжоу, историком-астрологом (ши [9]), хранившим дворцовый архив; в-третьих, о прибытии к нему Конфуция, вопрошавшего о благопристойности (ли [2]) и впоследствии сравнившего его с непостижимым драконом; в-четвертых, о его уходе в конце жизни в неизвестном направлении через пограничную заставу, начальнику к-рой Инь Си он оставил запись своего учения о Пути-дао и благодати-дэ [1] в книге, состоявшей из двух глав и пяти с лишним тысяч иероглифов (ныне отождествляемой с «Дао дэ цзином»); в-пятых, о возможной идентичности с др. чусцем Лао Лай-цзы, современником Конфуция (ср. «Чжуан-цзы», гл. 26), сочинившим книгу из 15 глав о «деятельных проявлениях даосизма» (дао цзя чжи юн), или же с главным историком-астрологом (тай ши) домена Чжоу — Данем (иной иероглиф, нежели в имени Лао Дань), жившим в сер. IV в. до н.э.

Сам Сыма Цянь, определив Лао-цзы как «благородного мужа-отшельника» (инь цзюнь цзы, см. Цзюнь-цзы), сформулировал две гипотезы о его загадочной биографии: либо он был одним из указанных персонажей, действовавших в период между нач. VI и сер. IV в. до н.э., либо все они или по крайней мере двое из них — одно лицо, прожившее более 160 или даже 200 лет благодаря искусству «совершенствования пути-дао и пестования долголетия». В древнейшем классификационно-библиографич. сочинении «И вэнь чжи» («Трактат об искусствах и текстах»), включенном Бань Гу (I в. н.э.) в составленную по образцу «Ши цзи» первую династийную историю «Хань шу» («Книга [о династии] Хань», цз. 30), среди представителей даос. школы вместе с Лао-цзы из упомянутых Сыма Цянем названы Лао Лай-цзы и Инь Си. Последний, согласно Бань Гу, оставил свой пост на заставе и последовал за Лао-цзы; в 1934 Го Мо-жо идентифицировал его с Хуань Юанем, даосом IV в. до н. э., к-рый якобы и зафиксировал учение Лао-цзы в тексте «Дао дэ цзина», упомянутом в «И вэнь чжи» под названием «Лао-цзы» («[Трактат] Учителя Лао»), в трех существенно различающихся объемом комментаторских версиях.

Первые сведения о Лао-цзы (Лао Дане) содержатся в текстах IV–III вв. до н.э.: «Чжуан-цзы» («[Трактат] Учителя Чжуана»; см. Чжуан-цзы), «Ле-цзы» («[Трактат] Учителя Ле»), «Люй-ши чунь цю» («Вёсны и осени господина Люя»), «Сюнь-цзы» («[Трактат] Учителя Сюня»), «Хань Фэй-цзы» («[Трактат] Учителя Хань Фэя»), «Ли цзи» («Записки о благопристойности»), а уже во II в. до н.э. его имя соединяется с именем мифич. культурного героя Хуан-ди (Желтый император), образуя бином Хуан Лао, обозначающий родоначальников даосизма (см. Хуанлао-сюэпай), а с рубежа н.э. начинается процесс мифологизации и деификации самого Лао-цзы.

Предпосылка этого заложена в возобладавшем над родовой фамилией и личным именем оксюморонном прозвище Лао-цзы, буквальное значение к-рого — Старый Ребенок — связано как с легендой о его рождении седым 81-летним старцем, так и с пронизанным аналогичными антиномиями и состоящим из 81 параграфа (чжан) текстом «Дао дэ цзина», где общая апология детскости (§ 10, 28, 49, 55, 76) сочетается с авторским самоуподоблением младенцу (§ 20). В определении сознания («сердца» — синь [1]) такого философа-ребенка (цзы [3]) сходятся воедино две пары противоположностей: мудрость и глупость, элитарность и народность. Сердце совершенномудрого приравнивается к сердцу ребенка, глупца и всего народа (§ 20, 49).

На этой теоретич. основе с I в. до н.э. стала происходить институализация даосизма — как в качестве религ. идеологии эгалитаристских движений, выливавшихся в широкомасштабные народные восстания (крупнейшее из них — «Желтых повязок» в 184), так и теократич. структуры, первая из к-рых во главе с «небесными наставниками (тянь ши)» возникла во II в. Патриархи этого направления («пути-дао»), принадлежащие роду Чжан от Чжан Дао-лина до наших дней, считаются получившими откровение от обожествленного Лао-цзы.

В текстах религ. даосизма первых веков н.э. Лао-цзы, выступающий в качестве изначальной персонификации Пути-дао под именем Лао-цзюнь (Старый/Почтенный Государь) или Дао-дэ-тянь-цзюнь (Небесный Государь, [Воплощающий] путь-дао и Благодать), наделяется эпитетом тай шан (высочайший, августейший предок) и описывается порождающим весь мир, во всех его духовно-божественных и телесных ипостасях, а также, возможно, под влиянием начавшего тогда проникать в Китай буддизма, регулярно перевоплощающимся в разных патриархов даос., а затем и буд. традиции. В соответствии с отраженным в «Чжуан-цзы» (гл. 13) пониманием мудреца как «некоронованного царя» (су ван) Лао-цзы впервые предстал в мифологизированной истории в виде Гуанчэн-цзы («Чжуан-цзы», гл. 11) — наставника Хуан-ди, якобы правившего в XXVII–XXVI вв. до н.э. В качестве собственно Лао-цзы он самозародился в период между XIV и VII вв. до н.э., создав тело собст. матери — «нефритовой девы» (юй нюй), проникнув в ее лоно в виде солнечной (ян [1]) энергии, аккумулированной в пятицветной жемчужине, и пробыв там 81 год. Родившись под сливовым деревом, он принял фамилию Ли (Слива), обрел чудесный облик, включающий в себя золотое лицо, удлиненные мочки (признак мудрости) и выпуклость на темени (аналогичную индийской ушнише — одному из «32 признаков великого человека», считавшемуся в буддизме отличающим идеального — вселенского, священного, харизматического — царя чакра-вартина и будду), а также способность к превращениям, напр. в черного барана.

К III в. н.э. характерные для локальной чуской субкультуры мифологич. представления о «зап. рае» и обители бессмертных в сакральном центре мира на волшебной горе Куньлунь слились с образом «далекой Индии чудесной» (а также Парфии) и образовали легенду (изложенную, в частности, Гэ Хуном, III–IV вв. до н.э.) об уходе святого-бессмертного Лао-цзы на Запад вместе со своим первым учеником Инь Си в интервале между XI–IV вв. до н.э. В процессе конкуренции с буддизмом эта легенда развилась до представления о Лао-цзы как учителе и даже отце или мистич. прототипе Будды (Гаутамы Шакьямуни), к-рого стали называть «желтолицым (хуан мянь) Лао-цзы». Подобные взгляды были изложены в «Ба ши и хуа ту» («Планы 81-го преобразования») и «Лао-цзы хуа ху цзине» («Канон о Лао-цзы, преобразующем варваров»). Эти тексты были приговорены симпатизировавшим буддизму внуком Чингисхана, монгольским императором Китая Хубилаем, к сожжению указами 1258, 1261 и 1281. В секте Небесных наставников, или Правильного единства (чжэн и; см. Чжэнъи-дао), считалось, что воплощением Лао-цзы был анонимный автор древнейшего мистич. коммент. к «Дао дэ цзину», известный под псевдонимом Хэшан-гун (Почтенный Муж с Берега Реки, III–I вв. до н.э.), последний раз он явился в мир в 142 или 145 н.э. и передал чудодейственные полномочия своему наместнику на земле — магу Чжан Дао-лину. В др. сектах сохранялась вера и в его дальнейшие воплощения, количество к-рых также сводилось к сакрально-нумерологич. числу 81.

Сформировавшийся во II в. культ Лао-цзы особый размах приобрел при династии Тан (618–907), императоры к-рой носили фамилию Ли и считали его своим предком. В народных верованиях Лао-цзы считается покровителем заклинателей, кузнецов, ювелиров, точильщиков и мастеров по изготовлению пиал и палочек для еды.

Важнейшие атрибуты его иконографии — мантические символы «Чжоу и» («Чжоуские перемены», VIII–IV вв. до н.э.) — гуа [2] (триграммы, гексаграммы) и черный бык, верхом на к-ром он отправился на запад.

В XX в. в Китае проблему историчности Лао-цзы и автора «Дао дэ цзи-на» реанимировал философ и общественный деятель Лян Ци-чао. В ходе ее обсуждения одни ученые признали Лао-цзы Лао Данем, жившим в VII–VI в. до н.э. и наставлявшим Конфуция (Тань Лань, Гао Хэн, Люй Чжэнь-юй, Фэн Ю-лань, Го Мо-жо), другие — тоже Лао Данем, но жившим в V–IV вв. до н.э. (Гу Цзе-ган), а третьи — великим историком-астрологом Данем, также жившим в V–IV вв. до н.э. (Ло Гэнь-цзэ, Фэн Цзинь-юань). Ма Сюй-лунь идентифицировал его с Лао Пэном, почтительно упомянутым Конфуцием в «Лунь юе» («Теоретические речи», VII,1). При этом большинство специалистов вслед за Лян Ци-чао считают, что «Дао дэ цзин» написан в IV в. до н.э. самим Лао-цзы или его учеником.

Источники:
Сыма Цянь. Избранное. М., 1956. С. 56–57; Гэ Хун. Жизнеописания святых и бессмертных. Лао-цзы / Пер. И.С. Лисевича // Пурпурная яшма. М., 1980; Мистерия Дао: Мир «Дао дэ цзина » / Сост., пер., исслед. А.А. Маслова. М., 1996. С. 75–97; Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) / Пер. Р.В. Вяткина. Т. 7. М., 1996. С. 38–39; Вэнь-цзы. Познание тайн. Дальнейшее развитие учения Лао-цзы / Пер. с кит. Т. Клири. М., 1999; Лао цзы: Обрести себя в Дао / Сост. И.И. Семененко. М., 1999; Торчинов Е.А. Даосизм: «Дао дэ цзин». СПб., 1999. С. 99–108; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя); Лао-цзы. Дао дэ цзин (Трактат о пути и доблести) / Пер. Г.А. Ткаченко. М., 2001.

Литература:
Быков Ф.С. Зарождение общественно-политической и философской мысли в Китае. М., 1966. С. 169–185; Васильев A.C. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. С. 220–225; Великие мыслители Востока. М., 1998. С. 17–26; Го Можо. Бронзовый век. М., 1959. С. 301–317; Он же. Философы древнего Китая. М., 1961. С. 217–266; Трубе В. Духовная культура Китая. СПб., 1912. С. 137–153; Маслов A.A. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». М., 2003; Мифы народов мира. Т. 2. М., 1982. С. 38; Попов П.С. Китайский пантеон. СПб., 1907. С. 1–4; Фань Вэнь-лань. Древняя история Китая. М., 1958. С. 250–259; Фэн Юлань. Краткая история китайской философии. СПб., 1998. С. 116–126; Ян Хиншун. Древнекитайский философ Лао-цзы. М.; Л., 1950; Сяо Вин, Е Шу-сянь. Лао-цзы дэ вэньхуа цзеду (Общекультурная интерпретация «Лао-цзы»). Ухань, 1994.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С.289-291.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.