Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


К вопросу о сотрудничестве между Китаем и Израилем в автомобильной промышленности

 
 
АННОТАЦИЯ: В статье идёт речь о производстве автомобилей совместной китайско-израильской компанией.
 
*****************************
В последние годы торговые отношения между Израилем и Китаем рассматриваются израильскими лидерами как одно из наиболее приоритетных направлений внешней экономики. Премьер-министр Б. Нетаньяху подчеркнул, что «будущее за странами, способными производить интеллектуальную собственность» и «превращать её в инновации и технологии. Партнёрство между изобретательской способностью Израиля и производственными мощностями Китая может стать чрезвычайно выигрышной комбинацией».В связи с этим экономические отношения между странами развиваются всё интенсивнее. В 2010 г. китайское правительство сократило некоторые ограничения на инвестиции за рубежом и стало поощрять вклады китайских инвесторов в высокие технологии, био- и агротехнологии. Во всех этих областях Израиль, завоевавший лидерские позиции, сразу привлёк к себе интерес дальневосточных бизнесменов. Тогда же, в 2010 г., в Шанхае состоялась всемирная выставка ЭКСПО-2010, на которой впервые у Израиля был свой павильон, позволивший ему заявить о себе как о стране передовых технологий и инноваций. К 2013 г. годовой товарооборот между странами достиг 8 млрд долл. [5].
 
В 2013 г. импорт из Китая в Израиль без учёта алмазов впервые превысил по объёму импорт из США. За десять лет доля китайской продукции в израильском импорте выросла с 3,2% до 12,4%, а удельный вес импорта из США сократился с 19% до 11,9%. В 2013 г. Израиль импортировал из Китая товары и услуги на 7,8 млрд долл. (из США — на 7,5 млрд долл.) [16].   
 
10 февраля 2014 г. израильское высокотехнологичное предприятие WLCSP, принадлежащее совместному израильско-китайскому фонду прямых инвестиций «Инфинити Групп», стало первой публичной компанией, имеющей некитайских соучредителей, чьи акции разрешено было продавать на Шанхайской фондовой бирже. Тот факт, что Китай позволил фирме с израильскими соучредителями продаваться в Шанхае, продемонстрировал высокую заинтересованность китайских властей в израильских технологиях [5].
 
30 марта 2015 г. было объявлено о создании специальной совместной израильско-китайской комиссии по активизации экономического сотрудничества между Израилем и КНР. Задача комиссии — увеличение объёмов экспорта израильской продукции в Китай до 5 млрд долл. в год в течение пяти лет. С этой целью комиссия планирует, среди прочего, расширить подготовку местных специалистов с ориентацией на Китай, увеличить количество израильских официальных представителей в КНР, облегчить визовый режим, продвигать государственное финансирование совместных израильско-китайских проектов и инициировать совместные проекты на государственном уровне [15].
 
27 мая 2015 г. Израиль и Китай подписали рамочное соглашение об упрощении налогообложения, направленное на увеличение товарооборота между странами. Подписание соглашения позволяет экспортёрам значительно сократить бюрократический процесс и снизить расходы на логистику, то есть сэкономить время и деньги на доставке товара в страну назначения. Товарооборот между Израилем и Китаем составил в 2014 г. 11 млрд долл. [3].
 
В июле 2015 г. в Иерусалиме прошла церемония подписания договора о расширении израильско-китайского финансового протокола с 2,1 до 2,6 млрд долл. Данный протокол позволяет израильским компаниям осуществлять сделки по экспорту своей продукции в Китай по ускоренной процедуре. В рамках протокола израильские банки предоставляют китайским закупщикам долгосрочные кредиты, застрахованные министерством финансов Израиля, которое, в свою очередь, получает гарантии погашения от правительства КНР. Первое подписание протокола состоялось в 1995 г. Основными пользователями протокола являются закупщики медицинского оборудования. Также протокол используется для сделок в сферах сельского хозяйства, просвещения, транспорта, связи и инфраструктур [4].
 
Последние годы отмечены сотрудничеством двух стран в широком  спектре секторов экономики, включая медицину и биомедицинские технологии, энергетику, фармацевтику, хайтек, агрохимию, пищевую промышленность, финансовый сектор, сельское хозяйство, инфраструктурные проекты и автомобилестроение.
 
Сотрудничество в сфере автомобилестроения
 
В 2012 г. Израиль посетила делегация представителей крупной китайской автомобильной компании FAW с целью проведения переговоров о закупке некоторых израильских технологий. В планах китайского автопроизводителя открытие восьми новых конвейерных линий, что требует технологии по обеспечению контроля качества. Соответствующие технологии производит, в частности, израильская компания «Некстек», поставляющая свою продукцию, в том числе, таким компаниям, как Volkswagen и General Electric [13]. Первая китайская автомобильная корпорация FAW была образована 15 июля 1953 г. Создание первого автомобилестроительного завода в КНР ознаменовало собой начало развития автомобильной индустрии страны, она произвела первый грузовик и первый легковой автомобиль в Китае. На сегодняшний день корпорация FAW занимает лидирующие позиции в Китайской автомобильной промышленности. У корпорации FAW 28 дочерних компаний со стопроцентным контролем акций, а также 18 частично принадлежащих ей дочерних компаний с пакетом акций более 50%, в том числе FAW Jiefang Automobile Co., Ltd; FAW car Co., Ltd; Tianjin FAW Xiali Automobile Co., Ltd; FAW Volkswagen Automobile Co., Ltd; FAW Toyota motor Co., Ltd [9].
 
Израильская корпорация «Israel Corporation», которую контролирует компания «Ofer Holdings Group», в 2010 г. объявила об инвестировании 334 млн долл. США в предприятие-стартап Шая Агасси «Better Place LLC» по производству электрического автомобиля и компанию «Chery Quantum Auto LLC», совместное предприятие, созданное в 2008 г. крупнейшим независимым производителем автомобилей в Китае «Chery Automobile» (50%) и американским предприятием «Quantum LLC» (50%) [6, с. 84]. В 2011-м предприятие было переименовано в «Qoros Auto Co., Ltd» [1]. В планах на первые годы — производство 150 000 легковых автомобилей в год в восточной провинции Китая Аньхой, а к 2015 г. компании собирались выпускать уже 500 000 машин — в большинстве своём седанов и внедорожников, соответствующих западноевропейским стандартам, для китайского внутреннего рынка, а также на экспорт. Компании вложили в совместное предприятие 300 млн долл. Общая расчётная стоимость проекта составляет 2,2 млрд долл. [6, с. 84; 7].
 
Штаб-квартира автопроизводителя Qoros расположена в Шанхае (КНР). Кроме того, у компании имеются офисы в Европе — в Граце (Австрия) и Мюнхене (Германия). Управляют новообразованным брендом Го Цянь (представитель компании Chery) и Фолькер Штайнвашер, ранее входивший в руководство Volkswagen Group. Китайско-израильский автопроизводитель Qoros является новичком в автомобильной сфере. Его первая модель Qoros 3 Sedan[1] отправилась в серийное производство несколько лет назад, но уже успела неплохо себя проявить — вошла в когорту наиболее безопасных автомобилей 2013 г., получив пять звёзд по итогам краш-тестов Euro NCAP [17]. Qoros 3 Sedan стал первым китайским автомобилем, успешно прошедшим этот краш-тест. По данным Euro NCAP, автомобиль на 95% обеспечивает безопасность взрослого пассажира, на 87% — пассажира-ребёнка и на 77% — безопасность пешехода [8]. Отличающийся компактными размерами седан Qoros GQ3 рассчитан, в первую очередь, на молодую аудиторию автомобилистов возрастом от 25-ти до 35-ти лет. Именно поэтому машина имеет стильную и запоминающуюся внешность. Над экстерьером и интерьером работали две группы дизайнеров из Шанхая и Мюнхена, которыми руководил бывший директор Mini Design Studio Герт Хильдебранд. Официально новинка была представлена весной 2013 г. на Женевском автошоу [14]. Седан Qoros 3 стал доступен на словацком авторынке в конце 2013 г. Компания Qoros начала европейские поставки со Словакии, где действуют упрощённые правила оформления всех документов, необходимых для продажи машин. К тому времени модель уже продавалась на китайском рынке, где предлагалась в шести версиях. В базовой модификации автомобиль стоил 119,9 тыс. юаней (14,5 тыс. евро), а в топовой — 168 тыс. юаней (20,3 тыс. евро) [2].
 
2015 г. ознаменовался выходом нового пятидверного хэтчбека Qoros 3 Hatch[2]. Официальный дебют нового Qoros 3 Hatch состоялся в ходе Женевского международного автошоу 2014 в самом начале весны [17].
 
За последние 2 года модельную линейку автомобилей китайско-израильской компании Qoros пополнили две новых модели: на международном автосалоне в Гуанчжоу, прошедшем в ноябре 2014 г., компания явила миру новый компактный паркетник под названием 3 City SUV [3], который уже через месяц поступил в продажу на рынке Поднебесной. Европейская премьера автомобиля была организована в марте 2015 года на Женевском международном автошоу [12]. Новый кроссовер под названием 5 SUV [4], который стал вторым представителем «внедорожного семейства» в модельном ряду компании, был представлен на автосалоне в Гуанчжоу 20 ноября 2015 г. Но предпоказ автомобиля состоялся за месяц до мировой премьеры на миланской Неделе моды [10].
 
Сегодня китайская компания ищет партнёра для вывода и продвижения марки Qoros в России. И случиться это может уже в 2017 г., но пока этому мешает нестабильная ситуация на авторынке [11].
 
Литература
1. Автомобили «Qoros» // URL: auto.ironhorse.ru/category/china/qoros
2. В Европе продан первый израильско-китайский автомобиль Qoros 3 // URL: http://newsru.co.il/auto/05dec2013/qor_608.html
3. Израиль и Китай подписали соглашение об упрощении налогообложения // URL: www.newsru.co.il/finance/28may2015/china309.html
4. Израиль и Китай расширили финансовый протокол на $0,5 млрд // URL: http://www.newsru.co.il/finance/09jul2015/china310.html
5. НепомнящийА. Израиль и Китай: наука, технологии, инвестиции // URL: madan.org.il/node/8268
6. Израильская корпорация увеличивает инвестиции в автомобильную компанию // Бюллетень Игуд Иоцей Син. 2010. № 403. 84 с.
7. Израильский автопром возрождается в Китае: первая машина будет называться «Корос» // URL: newsru.co.il/auto/14jun2011/qoros8010.html
8. Израильско-китайский автомобиль получил в Европе «пятёрку» по безопасности // URL: http://newsru.co.il/auto/29sep2013/qoros304.html
9. Корпорация FAW — старейшая китайская автомобилестроительная компания // URL: www.china-faw.ru
10. Кроссовер Qoros 5 SUV // URL: auto.ironhorse.ru/qoros-5-suv_1296 1.html
11. Марка Qoros может появиться в Росии уже в 2017 г. // URL: auto.vesti. ru/news/show/news_id/662163/
12. Паркетник Qoros 3 City SUV // URL: auto.ironhorse.ru/qoros-3-city-suv_12954.html
13. Руководство крупного китайского автоконцерна приехало за израильскими технологиями // URL: newsru.co.il/auto/19dec2012/faw8003.html
14. Седан Qoros GQ3: первая информация // URL: avtomancar.ru/publ/kitajskie_avtomobili/qoros/sedan_qoros_gq3_pervaja_informacija/84-1-0-817
15. Создана израильско-китайская комиссия по удвоению израильского экспорта в Китай // http://www.newsru.co.il/finance/31mar2015/china305.html
16. США уходят, Китай приходит: Израиль сегодня // ИА Regnum.  URL: https://regnum.ru/news/1810056.html
17. Хэтчбек Qoros 3 Hatch 2015 // avtomancar.ru/publ/kitajskie_avtomobili/qoros/khehtchbek_qoros_3_hatch/84-1-0-1570
 
ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Описание и технические характеристики см. [14].
[2] Описание и технические характеристики см. [17].
[3] Описание и технические характеристики см. [12].
[4] Описание и технические характеристики см. [10].
 
N.S. Starodubtseva
 
Cooperation of China with Israel in the automotive industry
 
ABSTRACT: The author offers a coherent overview of cooperation of China with Israel in automotive industry.
 
Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLVII, ч. 1 / Редколл.: А.И. Кобзев и др. – М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2017. – 742 стр. (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 22 / Редколл.: А.И.Кобзев и др.). С. 405-424.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.