Синология.Ру

Тематический раздел


Кун Шан-жэнь

孔商任, Кун Шан-жэньКун Шан-жэньКун Пинь-чжи, Кун Цзи-чжун, прозв. Дун-тан (Восточная Плотина), Юньтин-таньжэнь (Отшельник из Облачного Павильона) 1648, г. Цюйфу (пров. Шаньдун) — 1718. Литератор начала эпохи Цин (1644—1911). Потомок Конфуция в 64-м колене. При посещении родины Конфу­ция — Цюйфу (см. Цюйфу сань Кун) цинский (маньчж.) император Кан-си (прав. 1662—1722) благосклонно отнесся к Кун Шан-жэню и пригласил его на службу. Находясь по делам в Нанкине, он встретился с людьми, помнив­шими события, связанные с падением предыдущей дин. Мин (1368—1644). Эти события и неотделимая от них история любви молодого ученого Хоу Фан-юя и благородной певички Ли Сян-цзюнь составили основу сюжета его пьесы в драматургич. жанре цзацзюй чуаньци «Тао хуа шань» («Веер с персиковыми цветами»). Поставив целью «изобразить действительные события и реальных людей», Кун Шан-жэнь при сочувствии к «трехсотлетней династии» пока­зывает ее бессилие перед лицом внутр. восстаний и иноземного (маньчж.) на­шествия, себялюбие и интриганство подлых царедворцев, обреченные на не­удачу усилия честных сановников. Молодым героям пьесы после ряда передряг удается соединиться. Но Кун отходит от традиц. для чуаньци благополучного финала: когда минское гос-во окончательно рушится, герои уходят в горы и решают стать монахами. «Веер с персиковыми цветами» отличают напря­женность сюжета, строгость композиции, свободное течение стиха. Постав­ленная в 1699 пьеса имела большой успех. Однако после скорого ухода Кун Шан-жэня со службы и возвращения на родину она почти перестала ставиться и вновь приобрела популярность лишь после Синьхайской революции 1911, свергнувшей маньчж. владычество. Др. соч. Кун Шан-жэня в стихах и прозе большого лит. значения не имеют.
 
Источники:
Тао хуа шань (Веер с персиковыми цветами): В 2т. / Коммент. Лян Ци- чао. Пекин, 1954; Веер с персиковыми цветами (фрагменты) / Пер. сти­хов Е. Витковского; пер. прозы и примеч. Т. Малиновской // Классиче­ская драма Востока. М., 1976, с. 500—523.
 
Литература:
Гусева Л.Н. Судьба драмы Кун Шан-жэня «Веер с цветами персика» (1699) // ТПИЛДВ. М., 1974, с. 120—127; она же. Герои драмы Кун Шан-жэня «Веер с цветами пер­сика» (1699) // ВМУ. Сер. 14. 1972, № 2, с. 52-57; Позднеева Л.Д., Манухин В.С., Гусева Л.Н. Драматургия: Хун Шэн и Кун Шан-жэнь // Литература Востока в Новое время: Учебник. М., 1975, с. 430-448; Strassberg R.E. The world of K’ung Shanjen: A Man of Letters in early Ch’ing China. N.Y., 1983.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 319-320.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.