Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Кунчжай

孔宅 «Жилище [учителя] Куна» — храмовый комплекс, бывший одним из наиболее своеобразных святилищ Конфуция (см. Кун-мяо). Находился в округе (уезде) Цинпусянь, вблизи от г. Шанхая. История возникновения этого святилища возводится в традиции к 606, когда потомок Конфуция в 38-м поколении (Кун Чжэнь) приехал на юго-восток страны и, поселившись Цинпу, построил храм для хранения привезенных им семейных реликвий: головной убор и предметы одеяния Конфуция. Так как считалось, что эти реликвии, будучи подлинными вещами Конфуция, сохраняют в себе его «дух», то святилище стало именоваться его «жилищем».
 
Подлинная история Кунчжай прослеживается с эпохи Южная Сун (1127–1279). На территории святилища были случайно найдены (при проведении земляных работ) древние нефритовые украшения, к-рые молва сразу же приписала Конфуцию. Святилище превратилось в место массового паломничества представителей властей и местной знати. Была возведена «Могила одеяния и головного убора» (И гуань му), и основано спец. учеб. заведение «Кунчжай шу юань» («Училище Жилища Конфуция»), пользовавшееся огромной популярностью в эпоху Юань (1271–1368). В условиях господства в Китае монг. правящего режима, это учеб. заведение продолжало оставаться одним из оплотов конф. учености и хранителем нац. культурных ценностей. Высокий статус святилища был поддержан властями при Мин (1368–1644): за гос. счет на его территории был возведен храм в честь отца Конфуция. В 1606–1610 Кунчжай был в очередной раз реставрирован и расширен, там были помещены гравированные картины и скульптурные изображения, скопированные с реликвий, хранившихся в гл. святилище Конфуция — Цюйфу сань Кун («Три [святыни Учителя] Куна в Цюйфу»). В 1691 руководство Кунчжай добилось офиц. разрешения от Кун Юй-ци (1656–1723), потомка Конфуция в 68-м поколении, разрешения на то, чтобы записи обо всех происходивших в этом святилище событиях вносились в общую конф. летопись, ведшуюся в Цюйфу. Храм удостаивали своим посещением августейшие лица, в частности император Кан-си (1622–1722). В нач. XVIII в. на частные пожертвования в Кунчжай был возведен еще один архитектурный комплекс — «Сяо Цюэли» («Малая Цюэли», от названия места проживания Конфуция), в к-рый вошли почти точные копии дома Конфуция, семейного имения Кунов и могилы Учителя, находившиеся в его гл. святилище.
 
Кунчжай был почти полностью разрушен во время Тайпинского восстания (50–60-е гг. XIX в.). Только в начале 50-х гг., вскоре после образования КНР, местные власти, добившись для него статуса Заповедника и Национального культурного достояния, приступили к реставрационным работам. Однако они были прерваны «культурной революцией». Остатки святилища были окончательно сведены на нет. Информация о Кунчжай отсутствует не только в совр. путеводителях, но и словарно-справочных изданиях, посвященных истории конфуцианства.
 
Литература:
Murray J.K. The Temple of Confucius and Pictoral Biographies of the Sage // The China Quarterly. № 24. (1996).
 
См. также лит-ру к статье Кун-мяо.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 488.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.