Синология.Ру

Тематический раздел


Кумараджива

кит. Цзюмолоши 鳩摩羅什, сокр. Лоши 羅什, Ши , прозв. Тун-шоу;  в пер. с санскр. «Полный жизни, как дитя». 344/350, Куча (совр. уезды Куча и Шая, Синьцзян, КНР), — 409/413, Чанъань (совр. г. Сиань, пров. Шэньси). Буд. мыслитель (см. Буддизм), монах, один из четырех крупнейших переводчиков буд. литературы на кит. яз. (наряду с Ань Ши-гао, Парамартхой, Сюань-цзаном). Отец Кумарадживы Кумараяна происходил из знатной инд. семьи. После принятия монашеского пострига покинул Индию и отправился в государство Куча, где стал «духовным наставником государства» (го ши). Мать Кумарадживы Джива была младшей сестрой правителя Куча. В возрасте 7 лет Кумараджива вместе с матерью попал в монастырь, где начал изучать буддизм. В 9-летнем возрасте переехал в Кашмир, где под руководством наставника Бандхудатты (Паньтоудадо) изучал Трипитаку. В Кашгаре в течение года изучал Абхидхарму (см. Апитань). Приблизительно в это время Кумараджива познакомился с Сурьясомой, приверженцем махаяны, под влиянием к-рого начал изучать доктрины шуньявады. В 20 лет в Куча принял монашеские обеты. После покорения Куча Зап. Цинь (388–431) был взят в плен. В 401 г. прибыл в Чанъань, где оставался до самой смерти.

В Чанъане Кумараджива занимался переводческой деятельностью. Вместе со своими учениками перевел на кит. яз. основополагающие сутры махаяны, тексты винаи и шастры, в общей сложности, по разным источникам, от 300 до 425 цзюаней (свитков). Наиболее важными переводами являются: «Да пинь» («Маха-праджняпарамита-сутра» — «Великая сутра праджняпарамиты», в 27 цз.); «Сяо пинь» («Малая сутра праджняпарамиты», сокращенная версия «Маха-праджняпарамита-сутры», в 10 цз.); «Цзинь ган [божо] цзин» («Ваджраччхедика-праджняпарамита-сутра» — «Праджняпарамита-сутра, рассекающая неведение подобно удару громового скипетра», или «Алмазная сутра»); «[Мяо] фа [лянь] хуа цзин» («Саддхарма-пундарика-сутра» — «Сутра Лотоса Благого Закона», или «Лотосовая сутра»); «Вэймо [цзе] цзин» («Вималакирти-[нирдеша]-сутра» — «Сутра о Вималакирти»); «Амито цзин» («Амитабха-сутра» — «Сутра о [будде] Амитабхе»); «Чжун [гуань] лунь» («Мадхьямика-шастра» — «Шастра о срединном [видении]»); «Бай лунь» («Шата-шастра» — «Шастра в ста [стихах]»); «Ши эр мэнь лунь» («Двадаша-мукха-шастра» — «Шастра в двенадцати вратах»); «Чэн ши лунь» («Сатьясиддхи-шастра» — «Шастра о постижении истины»); «Да чжи ду лунь» («Махапраджняпарамита-шастра» — «Шастра Великой праджня-парамиты»).

Кумараджива реформировал подход к переводам, благодаря чему удалось достичь более точной передачи сути буд. учения. Впоследствии тексты в переводе Кумарадживы были канонизированы.

Филос. взгляды Кумарадживы отражены в сочинении «Цзюмолошэнь фаши да и» («Великий смысл [учения] учителя Дхармы Кумарадживы»), составленном Хуй-юанем, а также в биографии Кумарадживы в «Гао сэн чжуань» («Жизнеописания достойных монахов»). Они основываются на учении буд. махаянской школы мадхьямиков и являются интерпретацией доктрины «пустоты»-шунья, (кун [1]) и «двух истин» (две сатье, эр ди); Кумараджива опровергал авторитет Абхидхармы как учения, не соответствующего шуньяваде.

Кумараджива считается первым китайским патриархом школы саньлунь-цзун. Из его учеников наиболее известны «четыре философа» (сы чжэ): Дао-шэн, Сэн-чжао, Дао-жун и Сэн-жун.

Источники:
ТСД. Токио, Т. 45.

Литература:
Ермаков М.Е. Биография Кумарадживы в «Гао сэн чжуань» и ее версия в официальной китайской историографии // IX НК ОГК. Ч. 1. М., 1978; Тан Юн-тун. Хань Вэй лян Цзинь Нань Бэй чао фо-цзяо ши (История буддизма [в эпохи] Хань, Вэй, двух Цзинь, Северных и Южных династий). Пекин, 1983; Хуй-цзяо. Гао сэн чжуань (Жизнеописание достой-ных монахов) / Пер. с кит., коммент. и указ. М.Е. Ермакова. М., 1991; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 1. Пекин, 1980; Robinson R.H. Early Madhyamika in India and China. L., 1967; Zürcher E. The Buddhist Conquest of China: The Spread and Adaptation of Buddhism in Early Medieval China. Leiden, 1959.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 286-287.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.