Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


И та

依他, букв. «опора [на усилия] другого». Буддийская концепция «легкого пути» достижения спасения (см. Буддизм). Впервые представлена в трактате основателя школы мадхьямиков Нагарджуны (II в. н.э.) «Дашабхумивибхаша-шастра» (кит. «Ши чжу пипоша лунь»), где отмечены два пути к достижению состояния будды: «трудный» и «легкий». «Трудный», уподобленный утомительному путешествию по земле, — это путь опоры на собственные силы, а «легкий», похожий на плавание на прекрасном корабле по мягким волнам, — это когда человек «опирается [на усилия] другого», в данном случае — на силу обета будды Амитабхи, и чает возрождения в Чистой земле (кит. цзин ту).
 
Впоследствии идея «легкого пути» спасения была развита Васубандху (IV–V вв.). Идея «опоры [на усилия] другого» не нашла поддержки в Индии, но в Китае ее эволюция привела к формированию отдельного религиозного течения — амидаизма (см. Цзинту-цзун).
 
Литература:
Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995; The Buddhist Тradition in India, China and Japan. N.Y., 1969; Eitel E.J. Sanskrit-Chinese Dictionary.Hong Kong, 1870.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 273.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.