Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


И Бин-шоу

伊秉绶, И Цзу-сы 组似, прозв. Мо-цин 墨卿, Мо-ань 默庵. 1754, Нинхуа (пров. Фуцзянь), — 1815, Янчжоу (пров. Цзянсу). Каллиграф, резчик печатей, живописец, представитель «направления изучения стел» бэй-сюэ-пай 碑学派.
 
Происходил из родовитой семьи, усадьба к-рой была наполнена «ароматом книг». В 1789 сдал экзамены на высшую степень цзинь-ши, после чего неоднократно возглавлял уезды и занимал высокие судейские посты. Своей честностью и справедливостью И Бин-шоу заслужил народную любовь.
 
Каллиграфич. подготовка И Бин-шоу первоначально была ориентирована на творч. наследие сунских литераторов и художников Оуян Сю 歐陽修 (1007–1072) и Су Ши 蘇軾 (1036–1101). После 1798, увлеченный идеями нового «направления изучения стел», он сосредотачивается на копировании ханьских памятников. Итогом интенсивного изучения древних артефактов стали два индивидуальных каллиграфич. стиля: один был версией почерка лишу 隸書, разработанной на основании стел с канонич. текстами эпохи Хань, другой был создан как разновидность почерка синшу 行書. В произведениях почерком лишу И Бин-шоу стремился к сбалансированности черт, к-рым придавал прямоугольные очертания, так что знаки занимали максимум пространства. Его кисть, работающая в округлой технике письма юань би 圓笔, двигалась с сильным и равномерным, как в почерке чжуаньшу, нажимом. В результате черты получались прямые и ровные, а знаки крупные и крепкие. В начале черт И Бин-шоу избегал делать характерный для протоустава прием «головка шелковичного червя» (цань-тоу 蠶頭), связанный с движением кисти вспять. Он сокращал прогибы в концах черт, именуемые «гусиный хвост» (янь вэй 雁尾), столь показательные для позднеханьского протоустава. Окончания его черт имеют квадратные очертания. Т.о. каллиграф добивался эффекта архаической простоты и монументальности. Его кисть демонстрирует огромную энергию и силу, проявляющуюся особенно масштабно в крупных иероглифах. В композициях ощутима величавая ритмика знаков ранних ханьских стел. Так же, как и Дэн Ши-жу 鄧石如, И Бин-шоу обладал даром «выявлять древнее в современном» (сянь гу ю цзинь 现古于今).
 
Не менее оригинален И Бин-шоу и в почерке синшу, где он продолжил линию Ли Дун-яна 李東阳. В полууставном почерке И Бин-шоу работал самым кончиком кисти, к-рую держал строго вертикально. Он создавал линии сильные и трепетные, легкие, но твердые. Черты группируются по центру иероглифич. знака, и вокруг них остается много свободного фона. В полууставе, как и в протоуставе, пластике знаков И Бин-шоу присуща особая величественность, происходящая из его феноменальной собранности и редкого самообладания.
 
И Бин-шоу принадлежат ставшие крылатыми слова: «В стихах, с приходом старости, остается только горечь; каллиграфия же, подобно превосходному вину, не нуждается в сладости». Одной фразой мастер выразил суть различия двух, как правило, параллельно практикуемых кит. интеллектуалами видов искусств. Поэзия есть средство самовыражения индивида, тогда как каллиграфия — способ самосозидания личности.
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Лю Хэн. Цин-дай шуфа (Каллиграфия периода династии Цин). Цзянсу, 1999; Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Чжунго хуфа цзянь ши (Краткая история китайской каллиграфии) / Отв. ред. Ван Юн. Пекин, 2004; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сб. ст. о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 588-589.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.