Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Инь-ян ли

陰陽曆 «хронология инь – ян» (см. Инь - ян), лунно-солнечный календарь. Календарная система, возводимая в традиции к легендарной династии Ся. существовавшей, по преданию, с ХХI по XVIII в. до н.э. Реальная история этой системы прослеживается со 2-й половины эпохи Шан-Инь (XVIII/XVI–XII/XI вв. до н.э.), когда она стала составной частью офиц. религии этого гос-ва (см. Представления о верховной власти и правителе). Ее формирование продолжалось на протяжении неск. послед. столетий. Изменения коснулись новогодней обрядности и композиции годового и суточного циклов.
 
В кит. культуре были опробованы три осн. варианта новогодней обрядности. При Шан-Инь («иньский календарь») Новый год справлялся в 1-е полнолуние после дня зимнего солнцестояние. При след. древнекит. «династии» Чжоу (XI–III вв. до н.э.), праздновался сразу же после дня зимнего солнцестояния («чжоуский календарь»). В чжоускую эпоху существовали и др., региональные, календарные обычаи. Наибольшим своеобразием обладал календарь царства Цинь, в к-ром новый год соотносился с началом 10-го месяца (по лунному календарю). Этот введенный в 265 до н.э. обычай сохранялся полтора столетия и был отменен в 104 г. до н.э. в ходе календарной реформы, предпринятой императором У-ди (140–86 до н.э.). Новый год стал соотноситься со 2-м полнолунием после дня зимнего солнцестояния (или — 1-е полнолуние после вхождения солнца в созвездие Водолей), как это было принято, по легендам, при Ся («сяский календарь»). Данное астрономич. событие приходится, по лунному календарю, на начало весны, поэтому кит. Новый год получил название Чунь цзе (Праздник весны). По грегорианскому календарю оно происходит в интервале между 21 янв. и 19 февр. Календарные реформы проводились и в дальнейшем, служа одним из магических способов воздействия на социокосмический порядок. Так, при Ван Мане, совершившим гос. переворот и попытавшемся основать собств. дин. (Синь, 9–23), был возвращен «иньский календарь». При императрице У-хоу, также объявившей себя правительницей новой дин. (Чжоу, (684–704) — «чжоуский». Тем не менее, «сяский календарь» просуществовал на протяжении всего имперского Китая и по-прежнему сохраняется в культуре КНР и др. стран Дальневосточного региона.
 
При Шань-Инь годовой цикл подразделялся на 12 месяцев, рассчиты-ваемых по фазам луны, что нашло отражение в кит. языке: слова «луна» и «месяц» изначально передавались одним иероглифом юэ. Поэтому в науч. лит-ре кит. термин юэ-«месяц» нередко передается как «луна» («в первой луне года»). Но выделялись только два времени года (ши): весна (чунь) и осень (цю). Их сочетание служило обозначением хода времени. Такой смысл первоначально имело и название летописей – «чунь цю», в т.ч. самой известной из них – «Чунь цю» («Вёсны и осени»), одной из канонич. конф. книг (см. «Ши сань цзин»). В VIII–V вв. до н.э. годового цикл стал подразделяться на четыре сезона (сы ши), внешне совпадающие с Европ. временами года. Но они основывались не на смене времен года, а на гл. астрономич. событиях годового цикла: днях зимнего и летнего солнцестояния (дунчжи, сячжи) и весеннего и осеннего равноденствия (чуньфэнь, цюфэнь). В каждый сезон вошло по три месяца (луны), получившие название мэн («первенец»), чжун («середина») и цзи («завершение») с добавлением к ним название соответствующ. сезона: мэнчунь («первенец весны»), чжунчунь («средний [месяц] весны») и т.д. В V–III вв. до н.э. наметилось дальнейшее усложнение структуры календаря в соответствии с климатич. условиями и ведением с/х работ. Месяцы стали подразделяться на две части, сезоны — на шесть т.н. климатич. (с/х) периодов (цзеци), за к-рыми к нач. н.э. утвердились самостоятельные названия. Так образовалась система 24 климатическ. периодов (эр ши сы цзеци). Месяцы состояли из 30 (да юэ, «большая луна») и 29 (сяо юэ, «малая луна») дней. Чтобы компенсировать разницу между годовым циклом, исчисляемым по лунному календарю, и астрономическим годом, время от времени вводился доп. месяц (цзянь юэ, «вставленная луна»). Год с 13-ю месяцами является отдаленным аналогом Европ. «високосного года». Но в отличие Европ. представлений, в культуре Китая такой год полагался особо счастливым, т.к. число «13» символизировало «полный круг счастья».
 
Отд. место в кит. календарной системе занимает праздничный цикл. В его варианте, утвердившемся в XVII–XVIII вв., он состоит из 7 осн. календарных праздников (цзе жи), три из к-рых имеют статус «великих» (сань да цзе). К ним относятся: Чунь-цзе (Праздник весны), к-рый в имперском Китае отмечался почти месяц: с 20-х чисел последнего месяца текущего года (церемония проводов на небо Бога очага Цзао-вана) и до праздника Юаньсяо (Праздник Первой ночи, Праздник фонарей), посвященному первому полнолунию в новом году (15-й день 1-го месяца); Дуань-ю (Праздник Истинной середины, У-юэ-у-чжи, Праздник Пятого дня пятого месяца) — празднество, восходящее к почитанию дня летнего солнцестояния. Еще в первые века н.э. его стали связывать с культом знаменитого древнего поэта Цюй Юаня и со временем отмечать как день поминовения последнего. Чжун-цю (Праздник Середины осени), в основании к-рого лежат обряды и праздничные игрища в честь окончания уборки урожая и который соотносится с днем осеннего равноденствия (справляется в 10-й день 8-й луны). Другие четыре празднества: Юань-сяо, завершавшее общий сценарий новогодних торжеств, Цинмин (Праздник Чистого света), к-рый справлялся в один из дней с 4 по 6 апр.в качестве Дня поминовения предков (в КНР объявлен государственных праздником, Днем памяти павших героев, с точной датой — 5 апр.). И два осенних празднества: Ци-юэ-ци-чжи/Ци-си (Праздник Седьмого числа седьмого месяца, Праздник Кануна седьмицы) и Цзю-жи-цзю-юэ/Чун-ян (Праздник Девятого дня девятого месяца, Двойной девятки/Сугубого ян).
 
Формирование суточного цикла также продолжалось в течение многих столетий. При Шан-Инь дневной цикл исчислялся по солнцу и подразделялся на четыре периода: утро — с рассвета до первого приема пищи (в 8–9 часов утра); день (от первого до второго приема пищи, в 16.00–17.00); вечер (до заката солнца); ночь. Суточный цикл с подразделением его на равные промежутки времени («часы», т.е. двухчасия) возник в IV–III в. до н.э. совместно с изобретением водяных часов (до этого время исчислялось по гномону). Древнейшее описание суточного цикла, подразделенного на 12 двухчасовых интервалов, содержится в двух текстах на бамбуковых планках, найденных (1975) в местности Юэмэн (на территории древнего южного царства Чу, XI–III вв. до н.э.) и датируемых 217 до н.э. Этот вариант суточного цикла, состоящий из 12 «часов» (чэнь), подразделяемых на два периода (ши эр чэнь), был тоже законодательно утвержден в ходе календарной реформы императора Хань У-ди. Он обладал еще более сложной композицией, чем годовой цикл: часы обозначались циклическими знаками из набора «земных ветвей» (ди чжи, см. Гань чжи), соотносились с пространственными направлениями, месяцами, днями зимнего и летнего солнцестояния и весеннего и осеннего равноденствия, а также с зодиакальными животными (см. Ши эр шэн-сяо шэнь). Кроме того, суточный цикл включает в себя «стражи» (гэн) — время, когда улицы городов и населенных пунктов патрулировались стражниками, одновременно отбивавшими время (ударами по барабанам или колоколам). Традиция «стражей» возникла в IV–III вв. до н.э. При Хань установился порядок из пяти гэн, начинавшихся с «часа собаки» (с 19.00) и продолжавшихся до рассвета. Согласно 12-ти часовой системе, законодательно принятой в 104 до н.э. человек за один день как бы проживает целый год. Такая композиция суточного цикла согласуется с общ. представлениями китайцев о времени и человеческой жизни, к-рые также наиболее отчетливо прослеживаются с ханьской эпохи: ассоциация жизни с сутками. Это находит, в т.ч. отражение в лит. лексике: все термины, определяющие суточные периоды, одновременно прилагаются к срокам жизни человека: например, му («закат»), си («сумерки») служат образным обозначением старости. В назв. часовых интервалов угадываются этнографич. и этнологич. реалии древнего Китая. А в эпоху Мин (1644–1911), при императоре Вань-ли (1573–1620) состоялся переход суточного исчисления на Европ. систему, что было вызвано знакомством китайцев с Европ. механич. часами. Однако система ши эр чэнь осталась в силе: она определяла повседневную и религ. (отправление домашних служб) жизнь населения. Она же служила схемой для организации семиотического пространства дворцовых и храмовых комплексов с целью их уподобления структуре мироздания. Хрестоматийный пример — назв. южных, центр. ворот в стене, окружающей Старый [императорский] дворец (Гу гун, Запретный город) в Пекине: «Умэнь» («Врата У»). За счет введения в него циклического знака у подчеркивалось расположение ворот строго на юг, и указывалось на метафизич. связь правящего режима (дин. Мин) со стихией «огонь» (хо) в момент ее наивысшей активности (зенитное солнце и день летнего солнцестояния).
 
Литература:
Календарные обычаи и обряды народов Восточной Азии. Годовой цикл. М., 1989; Китайский календарь // Большой китайско-русский словарь / Под ред. И.М. Ошанина. Т. 1. М., 1983. Цыбульский В.В. Лунно-солнечный календарь стран Восточной Азии. М., 1987; Эберхард В. Китайские праздники (пер. с нем.). М., 1977; Bodde D. Festivals in Classical China. New Year and Other Annual Observances During the Han Dynasty. Princeton, 1975; Wilkinson E. Telling Time // Wilkinson E. Chinese History. A Manual. Revised and Enlarged. Harvard-Yenching Institute Monograph Series. 52 (2000).
 
Автор: Кравцова М.Е.
 
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 4 / Пер. Р.В.Вяткина. М., 1986, с. 107 – 114, указ.; Люйши чуньцю (Вёсны и осени господина Люя) / Пер. Г.А.Ткаченко. М., 2001; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004.
 
Литература:
Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М., 2002, с. 35 – 45; Вильямс К.А. Энциклопедия китайских символов. М., 2001, с. 93 – 95, 97 – 98, 409 – 412; Виногродский Б., Гончарова Н. Традиционный китайский календарь. Теория и практика использования. 2006 год огненной собаки. М., 2006; они же. Традиционный китайский календарь. 2007 год Огненной Свиньи. М., 2007; Все о Китае / Сост. Г.И.Царев. Т. 1. М., 2003, с. 540 – 549. Т. 2. М., 2002, с. 371 – 388; Гране М. Китайская мысль. М., 2004; Зелинский А.Н. О лунно-солнечном счислении в Азии // VIII НК ОГК. Ч. III. М., 1977, с. 207 – 216; он же. Лунно-солнечный ритм в календарно-космологической системе Китая // IX НК ОГК. Ч. III. М., 1978, с. 211 – 221; Каменарович И. Классический Китай. М., 2006, с. 181 – 201; Китайская геомантия / Сост. М.Е.Ермаков. СПб., 1998; Костенко А., Петушков И. Китайский календарь на сто лет для фэн-шуй, астрологии и «Книги Перемен». СПб., 2002; Chavannes E. Le Calendrier des Yin // Journal Asiatique. T. XVI, № 3. P., 1890; Mayers W.F. The Chinese Reader`s Manual. Shanghai, 1939, p. 313 – 383; Needham J. Science and Civilisation in China. Vol. 3. Cambridge, 1959; idem. Time and Eastern Man. L., 1964.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С.471-474.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.