Синология.Ру

Тематический раздел


Ин Цюй

應璩, Ин Сю-лянь. 190, Жунань (совр. пров. Хэнань) — 252. Сановник, литератор, традиционно считающийся представителем поэтич. течения сер. III в. Чжэнши ти (Поэзия в стиле чжэнши).
 
Краткие биографич. сведения об Ин Цюе приводятся в офиц. историографич. соч. «Сань-го чжи» («Анналы Трех царств», «Трактат о Троецарствии», цз. 21) Чэнь Шоу (223?—297?). Он был младшим братом Ин Яна — чиновника из бли­жайшего окружения Цао Цао (основателя правящего дома царства Вэй) и поэ­та, одного из ведущих представителей поэтич. течения Цзяньань фэнгу (Цзяньаньская поэзия). Ин Цюй начал карьеру с секретарской должности, прославив­шись как искусный составитель официальных бумаг. После смерти Цао Цао и прихода к власти Цао Пи быстро продвинулся, дослужившись (240) до долж­ности гл. летописца при верховном главнокомандующем (да цзянцзюнь чанши). Творч. наследие Ин Цюя состоит примерно из 20 прозаич. соч. в разл. жанрах, традиционно относимых к изящной словесности вэнь: до­клады трону, служебные записки, письма и т.п. Его собственно поэтич. про­изведения насчитывают всего 7 стихотв., причем 3 из них (цикл «Цза ши» — «Стихи о разном») в нек-рых изд. приписываются Ин Яну. Собр. его соч. «Ин Сю-лянь цзи» («Собрание произведений Ин Сю-ляня») входит в сводное изд. Чжан Пу (1602—1641). Лирич. произв. Ин Цюя включены в своды Дин Фу-бао (1874-1952; публ. 1964) и Лу Цинь-ли (1911-1973), прозаические — в свод Янь Кэ-цзюня (1762-1843).
 
Несмотря на фрагментарность и малую выразительность лирики Ин Цюя прослеживается особое к нему отношение лит. теоретиков VI в. В трактате «Вэнь синь дяо лун» («Дракон, изваянный в сердце письмен», гл. 45) Лю Се он назван одним из ведущих литераторов Чжэнши ти и ставится в один ряд с выдающимися поэтами-философами Цзи Каном и Жуань Цзи. В разл. источниках неоднократно упоминается, что Ин Цюем создан гигантский цикл «Бай и ши» («Сто одно стихотворение»; сохранилось только 3 текста), к-рый произвел фурор среди современников. Учитывая близость Ин Цюя к семей­ству Цао и его родств. связи с лит. окружением последнего, не исключено, что он мог входить в плеяду литераторов Цзяньань фэнгу. Все это подогревает интерес к нему совр. исследователей. Высказывается предположение, что Ин Цюй мог быть одной из ключевых фигур в лит. жизни 1-й пол. III в., а его тв-во — сыграть роль связующего звена между Цзяньань фэнгу и последующи­ми поэтич. направлениями, в частности оказать влияние на лирику Жуань Цзи, к-рому тоже принадлежит объемный стихотв. цикл.
 
Источники:
Сань-го чжи, цз. 21 / Т. 3, с. 604; Ин Сю-лянь цзи; сводные изд., куда вошли лирич. и прозаич. произв. Ин Цюя, даны в Библиогр. II на имена их составителей: лирику см. у Дин Фу-бао 1964 (т. 1, с. 197—198) и Лу Цинь-ли (т. 1, с. 357—367), прозаич. соч. — у Янь Кэ-цзюня (т. 2, с. 1218-1222).
 
Литература:
Вэй Цзинь вэньсюэ ши, с. 160-165; Лю Се Вэнь синь дяо лун чжу, гл. 45 / Т. 2; Чжан Бо-вэй. Ин Цюй ши луньлюэ.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 312.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.