Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Жэнь Фан

任昉, Жэнь ФанЖэнь ФанЖэнь Янь-шэн. 460, обл. Лэань (в совр. пров. Шаньдун) — 508. Гос. деятель, ученый, представитель поэтич. течения Юнмин ти (Поэзия в стиле юнмин), участник лит. содружества Цзинлин ба ю («Восемь друзей из Цзинлина»), возглавляемого Шэнь Юэ.
 
Имеются два жизнеописания Жэнь Фана; они представлены в офиц. историографич. соч. «Лян шу» («Книга [об эпохе] Лян», цз. 14) Яо Сы-ляня (ум. 637) и «Нань ши» («История Южных [династий]», цз. 59) Ли Янь-шоу (618?—678?). Он происходил из сев. чиновничьего семейства, чья родословная ведется от политич. и военных деятелей I—II вв. Уже в 14-летнем возрасте он был принят при дворе дин. Сун/Лю Сун (420-478), где обратил на себя вни­мание высокопоставл. лиц и членов дома Сяо, основавшего вскоре дин. Юж­ная Ци (Нань Ци, 479-501). Благодаря их протекции Жэнь Фан попал в свиту Цзинлин Цзы-ляна. В конце 490-х Жэнь Фан, как и многие др. из тех, кто некогда входил в окружение Цзинлинского принца, перешел на сто­рону Сяо Яня (см. также Лян У-ди), вступившего в борьбу за верховную власть. После провозглашения дин. Лян (502-557) он вошел в состав руково­дящего звена нового режима (в т.ч. находился на должности зам. начальника Палаты личного состава и аттестаций Департамента гос. дел).
 
Творч. наследие Жэнь Фана было велико и разнообразно. Известно, что ему принадлежало два сочинения — хозяйственно-географич. и филолого-религиоведч. характера: трактат «Ди цзи» («Собрание [записей о] землях») и сб. «Цза чжуань» («Различные предания»); их общий объем — 532 цз. Однако впо­следствии они были утрачены, равно как и первоначальный вариант собрания его лит. произведений (33 цз.).
 
Сохранившееся поэтич. наследие Жэнь Фана состоит из 21 стихотворения-ши. «Жэнь Янь-шэн цзи» («Собрание произведений Жэнь Янь-шэна») было составлено в XV-XVI вв. и вошло в сводные изд. Чжан Пу (1602-1641) и Дин Фу-бао (1874-1952; публ. 1916). Лирич. произведения Жэнь Фана содержатся в сводах Дин Фу-бао (публ. 1964) и Лу Цинь-ли (1911-1973).
 
В лирике Жэнь Фана преобладают поэтич. послания и стихотворения-панеги­рики, посвященные разл. придворным церемониям; по содержанию и образ­ности они очень похожи на творч. манеру Шэнь Юэ. Это сходство настолько бросалось в глаза, что возникла поговорка «Стихи Шэня, кисть Жэня». Рас­сказывается, что, узнав о таком сравнении, Жэнь Фан настолько был оскорб­лен, что заболел от переживаний и с тех пор постоянно мечтал превзойти своего покровителя и лит. наставника. Однако ему так и не удалось обрести творч. самостоятельности и избавиться от излишней перегруженности своих произведений разного рода намеками и реминисценциями. На все это спра­ведливо указывается в характеристике его тв-ва, данной Чжун Жуном в трак­тате «Ши пинь» («Категории стихов»), где он отнесен наряду с Шэнь Юэ, Фань Юнем и Се Тяо к литераторам второй (средней) категории: «Янь-шэн с юных лет без усилий сочинял стихи. В то время говорили: „Стихи Шэня, кисть Жэня“, и [Жэнь] Фан тяжело переживал это. На склоне лет его любовь [к поэзии] и увлечение ею стали искренними, его изящная словесность (вэнь) претерпела изменения, и он стал хорош в оценке сути явлений. Освоенный им художественный стиль стал изысканно элегантен, а сам он обрел нрав госу­дарственного мужа. Поэтому помещен [мною] во вторую, [а не в третью] ка­тегорию. Но Фан, обладая обширными знаниями, на каждом шагу ссылается на деяния [предшественников], поэтому его стихи не стали редкостно-не­обыкновенными. Молодые интеллектуалы усердно подражают ему. На­прасно!»
 
Мнение Чжун Жуна не оспаривается последующими лит. критиками (хотя иног­да его называют в числе ведущих литераторов эпох Южная Ци и Лян). В совр. науч. работах он упоминается гл. обр. в качестве представителя Юнмин ти.
 
Источники:
Лян шу, цз. 14/ Т. 1, с. 251-258; Нань ши, цз. 59/ Т. 5, с. 1452-1459; Жэнь Янь-шэн цзи; сводные изд., содержащие лирич. произв. Жэнь Фана, даны в Библиогр. II на имена их составителей: Дин Фу-бао 1964, т. 2, с. 1066—1071; Лу Цинь-ли, т. 2, с. 1595—1601.
 
Литература:
Кравцова М.Е. Поэзия вечного просветления..., с. 62—63, 71—73; Цао Дао-хэн, Шэнь Юй-чэн. Нань-бэй-чао вэньсюэ ши, с. 181—183; Чжун Жун Ши пинь и чжу, с. 162-163.
 
См. также лит-ру к Юнмин ти.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 311-312.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.