Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Жу-шоу

蓐收, Гай. Жу-шоуЖу-шоуВ древнекитайской мифологии божество осени. В комментарии к «Ли цзи» («Книга обрядов»/«Записки о благопристойности», IV–II вв. до н.э.) объясняется его имя: «Осенью все растения созревают (жу) и начинается сбор (шоу) урожая». Жу-шоу считался также духом металла, а поскольку металл связывался с западом, то Жу-шоу помещали в западной части храма. Его изображали с угольником (или секирой) в руках, верхом на двух драконах. Он ведал также наказаниями на небе. Согласно мифу, жил на горе Юшань, откуда наблюдал за заходом солнца и отражением закатных лучей, отсюда и прозвище Хун-гуан (Алый блеск).
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; он же. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и преданий). Шанхай, 1985, с. 398–399.
 
Автор: Рифтин Б.Л.
 
Собирающий плоды — то ли дядя (шу [10] «младший брат отца») божественного владыки Запада и миф. древнего императора, правившего после Хуан-ди (Желтый первопредок/император), — Шао-хао («Малый/Закатный свет»), как сказано в «Цзо чжуани» («Предание Цзо», Чжао-гун, 29 г.), то ли его сын, как гласит комментарий Вэй Чжао к «Го юю» («Государственные речи», гл. 8 «Цзинь юй» — «Речи Цзинь», ч. 2), где он представлен являющимся во сне правителю антропозооморфным духом с человеческим лицом, седыми волосами, тигриными когтями (атрибут символизирующей Запад Белой тигрицы — Бай-ху) и с алебардой в руках, означающей то, что Жу-шоу ведает наказаниями (син [4]), ниспосылаемыми Небом (тянь [1]).
 
В мифол. энциклопедии «Шань хай цзин» («Канон гор и морей», рус. пер.: Э.М. Яншина, 1977) Жу-шоу описан в разделах «Канон Западных гор» («Си шань цзин», цз. 2) и «Канон Заморья Запада» («Хай вай си цзин», цз. 7) как бог Запада со змеей в левом ухе, разъезжающий на двух драконах и живущий на мифич. горе Юшань, отождествляемой комментаторами с горой Люгу (Долина Ивы) или Мэнгу (Долина Мэн), находящейся на «западном пределе» (си фан чжи цзи), где заходит солнце. В «Хуайнань-цзы» («[Трактат] Учителя из Хуайнани», рус. пер.: Л.Е. Померанцева, 2004) он описан в гл. 3 «Небесные знаки» («Тянь вэнь») и гл. 5 «Сезонные правила» («Ши цзэ») как помощник Шао-хао, вместе с ним управляющий «западным пределом», простирающимся на 12 тыс. ли к западу от священной горы Куньлунь и населенным бессмертными людьми, которые живут за каменными стенами в золотых палатах и глотают пневму (ци [1]).
 
Источники:
Го юй (Речи царств) / Пер. В.С. Таскина. М., 1987, с. 141–142, 371; Древнекитайская философия: Эпоха Хань. М., 1990, с. 231, 435; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е. Померанцевой. М., 2004, с. 53, 104; Каталог гор и морей (Шань хай цзин) / Пер. Э.М. Яншиной. М., 2004, с. 61, 128, 201.
 
Литература:
Юань Кэ. Чжунго шэньхуа чуаньшо цыдянь (Словарь китайских мифов и легенд). Шанхай, 1985, с. 398–399.
 
Автор: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 461.

Авторы: ,
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.