Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ду-шунь

杜順, Фа-шунь. 557–640. По традиции считается 1-м патриархом буддийской школы хуаянь (см. Хуаянь-цзун). При жизни пользовался широкой известностью, считался воплощением бодхисаттвы Маньчжушри. В своих соч. изложил осн. принципы хуаяньского учения. Гл. соч. — «Хуа янь фа цзе гуань» («Созерцание мира дхарм [по учению] „Хуаянь-[цзин]“») — написано под влиянием традиций праджняпарамитских текстов.Принципы учения о пустоте (санскр. шуньята, кит. кун [1]), разработанные в них, Ду-шунь берет за основу для анализа категорий классической китайской философии — ли [1] (принцип) и ши [3] (вещи/дела), к-рые в его соч. отражали различные аспекты мира дхарм (санскр. дхармадхату, кит. фа цзе): ли [1] соответствовал абс. миру, ши [3] — феноменальному. Ду-шунь выдвинул тезисы о том, что «между ли [1] и ши [3] нет преград» (ли ши у ай), они одновременно и тождественны, и различны; «между ши [3] и ши [3] нет преград» (ши ши у ай), одно содержит в себе все, все содержит в себе одно, все есть одно. Эти положения в дальнейшем разрабатывались и систематизировались в трудах патриархов хуаянь-цзун.
 
Литература:
Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Шанхай, 1989; Янгутов Л.Е. Единство, тождество и гармония в философии китайского буддизма. Новосиб., 1995.
 
См. также лит-ру к ст. Хуаянь-цзун.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 257.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.