Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Дун-сюань

洞玄, Дун-сюань-цзы «[Учитель] Проникший в Таинственную Тьму/Учитель из Сокровенной Пещеры». Имя, прозвище или псевдоним, под к-рым известны:
 
1) автор или составитель одноименного классического трактата по эротологии («Дун-сюань-цзы», V–VII вв., англ. пер.: R.H. van Gulik, 1961; фр. пер.: R.H. van Gulik/L. Évrard, 1971; рус. пер.: А.И. Кобзев, 1993; R.H. van Gulik/А.М. Кабанов, 2000) и, возможно, в силу частой взаимозаменяемости иероглифов сюань («[первозданная, небесная] тьма, [мистическая] тайна, сокровенная глубина») и юань («первоначало»), соч. «Дун-юань-цзы Нэй дань цзюэ» («Секреты [учения о] внутренней киновари/психосоматической алхимии Учителя Проникшего в Первоначало»), входящего в «Дао цзан»  («Сокровищница Дао»; Индекс-иньдэ, № 1089; L. Wieger, № 1083; K.M. Schipper, № 1097);
 
2) патриарх даос. школы «небесных наставников» (тянь ши, см. Чжэнъи-дао), «великий (букв. — государственный) наставник» (го ши) эпохи Тан, упомянутый, в частности, в прологе (вар.: гл. 1) знаменитого романа «Шуй ху чжуань» («Предания о речных заводях»/«Речные заводи») как заключивший под спуд в одном из храмов офиц. резиденции «небесных наставников» на горе Лунхушань (уезд Синьчжоу пров. Цзянси) демона буд. мифологии — «царя злых духов-мару» (мо-ван; см. Моло), владыку «шестого неба» мира страстей, Папийяна (Бо-сюнь).

А. Масперо (1937) отождествил автора «Дун-сюань-цзы» с ученым и врачом, «доктором (широким эрудитом) медицины» (и бо ши) Ли Дун-сюанем, занимавшим в сер. VII в. пост главы столичной Медицинской школы. Эту гипотезу поддержал Р. ван Гулик (1961), но отверг Ли Лин (1993). Г. Леви и Акира Исихара (1989) пришли к выводу, что под таким псевдонимом свои эротологические соч. писал танский даос Чжан Дин.

Среди последователей даосизма, отмеченных в «Дао цзане», псевдоним Дун-сюань-цзы также использовали Шэнь Чжи-чжэнь и Ли Чжи-цзин, жившие в эпоху Юань; «небесным наставником Дун-сюанем» назывался Тань Цы-сяо (Х в.), а «настоятелем (гуань чжу) Дун-сюанем» — Чжу Фа-юн.

Определяющий смысл этих имен бином дун сюань прежде всего ассоциируется с назв. второго из трех основополагающих разделов (бу [4]) «Дао цзана» — «Дун сюань», своим составом генетически восходящего к текстам IV–V вв. даос. школы «духовных сокровищ» (линбао-пай). Входящий в дун сюань иероглиф дун [2] («пещера») имеет еще звучание тун и значение «проникать», поэтому в даос. традиции он отождествлялся в данном сочетании с омонимичным и синонимичным иероглифом тун [2] — «проникать, пронизывать» («Юнь цзи ци цянь» — «Семь заглавий из Облачного хранилища», 1016, цз. 6), что доводило семантическую аллюзию до заглавия трактата легендарного ученика Лао-цзыВэнь-цзы «Тун сюань цзин» («Канон проникновения в таинственную тьму»), к-рое в свою очередь было производно от многозначной категории сюань, фигурирующей в самом начале (чжан 1) «Дао дэ цзина»  («Канон Пути и благодати»), давшей название филос. течению даос. ориентации сюань-сюэ («учение о таинственном/сокровенное учение»), доминировавшему в III–IV вв., и широко представленной в кит., особенно даосской, мифологии, в частности характеризуя второе из трех гл. горних начал (сань цин — «три чистоты», сань юань — «три первоначала») — «высшую чистоту» (шан цин), божество сев. части неба — Сюань-у  (Темная/Сокровенная воинственность) и эротологическую богиню Сюань-нюй.

Источники:
Дун-сюань-цзы (Учитель Проникший в Таинственную Тьму) // Сун Шу-гун. Чжунго гу-дай фан-ши ян-шэн цзи-яо (Собрание главных [материалов] по древнекитайскому [искусству] внутренних покоев и пестования жизни). Пекин, 1990, с. 243–253; Дун-сюань-цзы (Учитель Проникший в Таинственную Тьму) // Фан чжун цзюань (Том [об искусстве] внутренних покоев) / Сост. Ли Лин // Сер. «Чжунго фан-шу гайгуань» («Обзор китайских магических искусств»). Пекин, 1993, с. 288, примеч. 26, с. 314–321 и др.; Наставления о любви учителя Дун-Сюаня // Гулик Р. ван. Сексуальная жизнь в древнем Китае / Пер. А.М. Кабанова. СПб., 2000, с. 139, 142–151 и др.; Искусство любви учителя Дунсюаня // Гулик Р. ван. Искусство секса в древнем Китае / Пер. Н.Г. Касьяновой. М., 2003, с. 173, 176–189; Ши Най-ань. Речные заводи / Пер. А.П. Рогачева. Т. 1. М., 1955, с. 16–19; Учитель Проникший-в-таинственную-тьму / Пер. А.И. Кобзева // Китайский эрос / Сост. А.И. Кобзев. М., 1993, с. 186–201; то же // Кобзев А.И. Эрос за Китайской стеной. СПб.; М., 2002, с. 123–143.

Литература:
Maspero Н. Le Taoïsme et les religions chinoises. P., 1971, p. 556; Levy H.S., Ishihara Akira. The Tao of Sex. Lower Lake (Calif.), 1989, p. 113, note 48, et al.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 450-451.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана
Ли Сюэ-цинь
Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.