Синология.Ру

Тематический раздел


Дунь у

頓悟 внезапное просветление. Постулат китайского буддизма, утверждающий возможность достижения состояния будды не поэтапным накоплением знаний, а мгновенным озарением. Противопоставляется цзянь у — постепенному просветлению. Впервые был сформулирован Дао-шэном (IV–V вв.). Исходя из концепции имманентного наличия в каждом человеке качеств будды (фо син), Дао-шэн утверждал, что реализация этих качеств осуществляется внезапным просветлением — актом спонтанного осознания «истинного „я“» (чжэнь во), т.е. собственной природы будды.
 
Дальнейшее развитие вопрос о дунь у получил в учении Хуй-нэна (VII–VIII вв.) — 6-го патриарха чань школы. Основываясь на теории единого сознания (и синь), подразумевающего «недвойственность» (неконтрадикторность) «омраченных» и «просветленных» дхарм (тождественность сансары и нирваны), Хуй-нэн считал, что просветления возможно достичь лишь при осознании недвойственной природы дхарм в результате прямого раскрытия природы сознания, т.е. внезапного просветления. Полемика между приверженцами идеи дунь у и сторонниками «постепенного пути» привела к расколу школы чань на южн. ветвь во главе с Хуй-нэном и сев. во главе с Шэнь-сю. Верх в этом споре одержали сторонники Хуй-нэна уже после его смерти, после чего концепция внезапного просветления стала господствующей в теории и практике чань-буддизма.
 
Наивысшего развития доктрина дунь у достигла при чаньском патриархе Линь-цзи (IX в.; см. «Линь-цзи лу»), считавшего, что для реализации «истинного сознания» всех будд и патриархов, к-рое всегда пребывает в каждом человеке, необходимо в спонтанном озарении отбросить привязанность к таким понятиям, как «будда», «нирвана» и т.п. Для этого использовались практики вэнь да («вопросов–ответов»), гун-ань («коанов») и различные жесткие методы психофизич. воздействия.
 
Источники:
Чань сюэ да чэн (Большое собрание чаньских текстов). Тайбэй, 1967; Чжунго фо-цзяо сысян цзыляо сюань бянь (Избранные материалы по буддийской мысли в Китае). Пекин, 1988.
 
Литература:
Абаев Н.В. Чань-буддизм и культура психологической деятельности в средневековом Китае. М., 1983; Чжунго фо-цзяо (Китайский буддизм). Т. 2. Шанхай, 1989; Sudden and Gradual: Approaches to Enlightment in Chinese Thought / Ed. by P.N. Gregory. Honolulu, 1987.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 256.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Император и его армия
Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.