Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Дао-ань

道安, Ши Дао-ань 釋道安. 312/314, совр. пров. Хэбэй, — 385. Буддийский мыслитель и религиозный деятель (см. Буддизм). Происходил из рода Вэй. Покинув дом в 12 лет, сначала поступил в учение к Фо Ту-чэну, а затем проповедовал буддизм в Сянъяне. В 379 на него обратил внимание один из тогдашних правителей, Фу Цзянь, и забрал его с собой в Чанъань, где Дао-ань стал настоятелем монастыря Учун-сы с несколькими тысячами обитателей. Здесь он частично перевел ранние буддийские тексты «Агама-сутр» («Ахань цзин») и составил один из первых в истории китайского буддизма список переводной литературы «Цзун ли чжун цзин му лу» («Упорядоченный каталог множества сутр»). Был автором многочисленных предисловий и комментариев к переводам буддийских канонических текстов. Занимался проблемами семантики буддийской терминологии и перевода текстов с санскрита. Известен как проповедник и энергичный организатор монашеских общин. Составил монастырский устав «Сэн ни гуй фань» («Образцовые правила для монахов и монахинь»). Впервые ввел обязательное использование знака ши [17] (первого знака в кит. транскрипции имени Будды Шакьямуни: Шицзямуни) как фамильного — Ши — для всех монахов.
 
Философ. концепция Дао-аня известна как «учение о коренном отсутствии» (бэньу-сюэ). Он считается основателем одноименного направления в китайском буддизме (бэньу-цзун — школа коренного отсутствия). Учение Дао-аня сочетало буддийскую доктрину праджни (мудрость, кит. божэ; см. Божэ-сюэ) с положениями философии сюань-сюэ (учение о сокровенном), рационализирующей и во многом развивающей метафизику даосизма в интерпретации Ван Би (III в. н.э.) и Хэ Яня (II–III вв.). Дао-ань рассматривал категорию «шуньята» (пустота, кит. кун [1]) философии мадхьямиков в качестве аналога традиц. кит. концепции «отсутствия/небытия» (у [1]) — неоформленного потенциального бытия, к-рое он трактовал как субстанциональную основу всего сущего, причем праджня составляла когнитивный аспект этой субстанции. «Коренное отсутствие» Дао-ань рассматривал также как порождающее начало сущего и основу его единства. Постижение природы «отсутствия/небытия» выступало у него как «просветление» (у [4]) и обретение нирваны (см. Непань). Философия Дао-аня, испытавшая значительное воздействие даосизма, в свою очередь, существенно повлияла на последующее развитие доктрин кит. буддизма.
 
Основные сочинения: «Гуан цзань чжэ чжун цзе» («Разъяснение о приведении в согласие толкований к Панчавимшатисахасрика-сутре») и «Фа гуан божэ си и чжунь» («О разъяснении неясностей в испускающей сияние Праджняпарамита-сутре»).
 
Литература:
Щуцкий Ю.К. Даос в буддизме // Восточные записки. Т. 1. Л., 1927, с. 235–250; Link A.E. The Taoist Antecendants of Tao-an’s Prajnā Ontology // HR. 1969–1970, vol. 9, № 2–3.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 226-227.

Авторы: ,
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.