Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Гэн цзи

耕藉 Прокладывание первой борозды (гэн цзи)Прокладывание первой борозды (гэн цзи)«прокладывание [первой борозды]», цзи тянь («пахота царского/императорского поля» — один из древнейших гос. ритуалов Китая, связанных с культом плодородия и сезонной обрядностью. В традиции он возводится к предельно архаическим временам — эпохе правления легендарных правителей. Реальная история этого ритуала прослеживается приблизительно с сер. эпохи Чжоу (XI–III вв. до н.э.). Одно из первых его описаний содержится в трактате «Юэ лин» («Полунные указы», «Помесячные предписания»), входящих в состав (гл. 5, 6) «Ли цзи» («Книга ритуалов») — одного из конф. канонич. соч. Согласно этому трактату, гэн цзи входил в круг нормативного ритуально-этикетного уложения царя (см. Ван чжи) и исполнялся строго в первый день первого месяца весеннего сезона в восточном предместье столицы и после жертвоприношений Небу и предкам. В процедуре ритуала участвовали не только сам правитель, но и высшие гос. чины и придворные: сан гун («три князя») — три высших сановника гос. Чжоу, цзю цин («девять высших придворных чинов») — три наставника наследника трона и руководители шести центральных ведомств, чжу хоу («владетельные особы») — удельные князья и да фу («вельможные лица»). «Во время пахоты [царского] поля Сын Неба прокладывает три борозды, каждый из трех князей — по пять борозд, каждый из девяти высших придворных чинов — по девять борозд». Исходно пахота поля могла быть аналогом ритуала «священной свадьбы», в к-ром правитель выступает брачным партнером Земли. Однако в том виде, в каком этот ритуал рисуется в «Юэ лин», он наделялся мироустроительной функцией. В его сценарии были задействованы «священные» (нумерологические, см. Сяншучжи-сюэ) цифры: «3» — триада Небо–Земля–Человек (сань цай), передающая строение мира по вертикали и основные его космологические уровни; «5» — пять основных пространственно-временных зон кит. космологии; «9» — пять этих зон и четыре получасти света, т.е. исчерпывающе полная композиция мироздания по горизонтали. Т.о. ритуальная пахота мыслилась зачинающей весну, пробуждение природы и рождение новой жизни в масштабе всего мироздания. Важнейшим источником по истории гэн цзи на протяжении II в. по сер. V (т.е. с момента утверждения в Китае имперской государственности) служит трактат «Ли чжи» («Трактат о ритуалах») из офиц. историо-графич. соч. «Сун шу» («Книга [об эпохе] Сун») Шэнь Юэ (441–513) (см. в т. 1), где перечислены все случаи его исполнения. Оказывается, что при империи Хань (206 до н.э. — 220 н.э.) он исполнялся лишь трижды: императорами Вэнь-ди (179–156 до н.э.), император Чжао-ди (86–80 до н.э.) и Мин-ди (58–75), что, видимо, было связано с преобразованиями гос. религии, направленными на возрождение древних религ. традиций (см. Куан Хэн). На протяжении эпохи Шести династий (Лю-чао, 220–589), этот ритуал также исполнялся эпизодически: в царстве Вэй (220–265) периода Троецарствие (Сань-го, 220–280), единожды при империи Западная Цзинь (265–311). Частота его исполнения заметно возросла при южных династиях, когда кит. государственность переместилась в регион Янцзы после частичного завоевания (311–317) страны некит. народностями (сев. династии). Императором У-ди (502–549) династии Южная Лян (502–557) гэн цзи был проведен 14 раз, с 535 по 540 гг. — ежегодно. Ритуальная активность У-ди монарха тем более примечательна, если учесть, что именно при нем официальным вероучением страны был провозглашен буддизм (см. Буддизм), а сам он публично принял обеты упасака (мирского апологета буддизма).
 
В дальнейшем практика исполнения гэнь цзи фактически прекратилась, хотя формально он (подобно ритуалу фэн шань) продолжал почитаться одним из важнейших гос. ритуалов. Действующим и регулярным обрядом он вновь стал при последней кит. империи Цин (1644–1911). Причем, почти точно был воссоздан сценарий его проведения, описанный в «Юэ лин». Ритуал исполнялся императором, тремя принцами и девятью сановниками, которые прокладывали соответственно три, пять и девять борозд. Нумерологическая символика дополнилась цветовой (у сэ, «пять цветов»), также имевшей космологическую семантику. Плуг императора и запряженный в него бык были желтого цвета (символ центр. зоны космического пространства, земли/плодородия и верховной власти). Плуга принцев и сановников были окрашены в красный цвет — символ мужского начала мира (ян, см.  Инь - ян), солнца и Юга (южной зоны космического пространства). Впряженные в них волы были черной масти — символ Севера и, в данном случае олицетворение взаимодействия женского (инь) и мужского мировых начал, порождающих новую жизнь. Т.е. за этим ритуалом сохранилась его мироустроительная функция, к-рая придавалась ему посредством все тех же древнейших способов.
 
Источники:
Сун шу (Книга [об эпохе] Сун). Цз. 14 / Сост. Шэнь Юэ. Пекин, 1983. Т. 2, с. 353–355; Чжу Мин-бань. Нань-чао Сун хуэй яо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи Лю] Сун [периода] Южных династий). Пекин, 1987, с. 91–93; он же. Нань-чао Ци хуэй яо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи Южная] Ци [периода] Южных династий). Пекин, 1987, с. 55–56; он же. Нань-чао Лян хуэй яо (Собрание сведений о важнейших событиях [эпохи] Лян [периода] Южных династий). Пекин, 1987, с. 49–50; Ли цзи цзи шо («Книги ритуалов» со сводными растолкованиями) / Коммент. Чэнь Хао // Сы шу у цзин (Четверокнижие и пятиканоние). Т. 2. Тяньцзинь, 1989, с. 84; Legge J. Li Chi: Book of Rites. Pt 1 (Repr.). L., 2003, р. 253–254.
 
Литература:
Кравцова М.Е. Поэзия вечного просветления. Китайская лирика второй половины V — начала VI века. СПб., 2001, с. 160; Сидихменов Б.М. Китай: страницы прошлого. М., 1974, с. 1978.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 429-431.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.