Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Гу Янь-у

顧炎武, Гу Тин-линь, Гу Нин-жэнь. 15.7.1613, Куньшань пров. Цзянсу, — 15.2.1682, Цюйва пров. Шаньси. Гу Янь-уГу Янь-уКит. философ-конфуцианец (см. Конфуцианство), просветитель-патриот и ученый-энциклопедист (филолог, исто­рик, географ, экономист, астроном), положивший начало эмпирико-критич. направлению — пу-сюэ (учение о естестве, конкретное учение) в идеологии периода правления династии Цин (1644–1911). Происходил из знатной об­разованной семьи, активно боролся с маньчж. завоевателями и после их победы (1644) в знак протеста принял псевдоним Янь-у — «Пламенный воитель». Отказывался от карьеры при маньчж. владычестве, дважды сидел в тюрьме (1655, 1668).

Идейное наследие Гу Янь-у заключено гл. обр. в двух сборниках разнотемных произведений: «Собрании прозы [Гу] Тин-линя» («Тин-линь вэнь цзи») и «Записях ежедневных познаний» («Жи чжи лу»).

Неспособность Китая противостоять иноземцам Гу Янь-у объяснял порочностью господствовавшей идеологии — неоконфуцианства, в особенности субъективистского учения Ван Ян-мина (синь-сюэ), к-рое квалифициро­валось им как закамуфлированный под конфуцианство чань-буддизм (см. Чань школа). В противовес этому Гу Янь-у выступал за изучение и восстановление «под­линного» конфуцианства («учения совершенномудрых» — шэн сюэ) в древ­нейшем ортодоксальном истолковании, выработанном в эпоху Хань (206 до н. э. — 220 н. э.). Поэтому порожденное Гу Янь-у идейное направление стало называться также «ханьским учением» (хань-сюэ). Для его возникновения основное значение имело введение Гу Янь-у новых, более высоких стандар­тов точности и полезности знаний. Необходимость эмпирич. обоснованно­сти и практич. применимости знания в общем онтологич. плане Гу Янь-у выводил из того, что «для дао нет места вне орудий (ци [2])», т.е. вне конкретных явлений действительности. «Путь-учение (дао) совершенномудрых» он определял двумя формулами Конфуция: «расширение познаний в куль­туре (вэнь)» и «сохранение чувства стыда в своих поступках» («Лунь юй», VI, 25, XII, 15, XIII, 20), — объединяя т. о. гносеологию с этикой. В проти­воположность Хуан Цзун-си в дилемме «законы или люди» Гу Янь-у опреде­ляющим считал человеч. фактор: обилие юридич. норм пагубно, ибо засло­няет мораль. «Выправления людских сердец и улучшения нравов» можно достичь посредством свободного выражения обществ. мнения — «чистосер­дечных обсуждений» (цин и). Гу Янь-у полагал, что в период с VIII в. до н. э. по XVII в. наилучшим состояние нравов было в эпоху Вост. Хань (25–220), особенно в период правления ее основателя Гуаньу-ди (25–57).
 
Вместо традиц. концепции политич. власти, соотносящей императора и чиновников как «тело и члены», Гу Янь-у предложил доктрину зависимости власти как целого от ее частей: чиновники разделяют власть (цюань [1]) с Сыном Неба, т. е. императором («Жи чжи лу», цз. 7), частные инте­ресы должны не искореняться, а использоваться для общего блага. Осно­вой всей социально-политич. структуры он считал межличностные, прежде всего кровнородств. отношения. Приблизился к различению обществава (Поднебесная) и гос-ва. Гибель гос-ва — смена династии, гибель Поднебесной — утрата моральных норм до такой степени, что «люди готовы пожирать друг друга» (слова из «Мэн-цзы»). Ревизуя формулу конф. канона «Да сюэ», умение сохранить Поднебесную Гу Янь-у считал гарантом умения упоря­дочить гос-во. В социально-экономич. сфере выступал с позиций конф. антимеркантилизма: обогащение людей вызывает претензии на власть. Предлагал отказаться от кит. изобретения: бумажных — «мнимых» — де­нег. Гл. целью повышения стоимости денег (с увеличением их оборота), снижения колебаний рыночных цен и т. п. считал не экономич. благосо­стояние, а социально-политич. стабильность.

Источники:
Жи чжи лу цзи ши («Записи ежедневных познаний» с собранием ком­ментариев) / Сост. Хуан Жу-чэн (1834). Пекин, 1957; Тинлинь ши вэнь цзи (Собрание поэзии и прозы [Гу] Тин-линя). Тайбэй, 1970.

Литература:
Власов B.C. К характеристике «хо хао» — термина экономической мысли Китая (по материалам «Цянь лян лунь» Гу Янь-у, XVII в.) // Вопросы истории Китая. М., 1981; Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 84–85; Кобзев А.И. Китай // История политических и правовых учений. XVII–XVIII вв. М., 1989; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 415–424, указатель; Малявин В.В. Кровнородственные объеди­нения — цзунцзу в конфуцианской историографии позднесредневекового Китая // III НК ОГК. Ч. 1. М., 1972; Ван Цзян. Гу Янь-у. Пекин, 1960; Се Го-чжэнь. Гу Тин-линь сюэ пу (Биография и учение Гу Тин-линя). Шанхай, 1957; Чжан Шунь-хуй. Гу Тин-линь сюэ цзи (Жизнеописание и учение Гу Тин-линя). Шанхай, 1957; Chang С. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. Р. 216–35; Peterson W. The Life of Ku Yen-wu (1613–1682) // Harvard Journal of Asia Studies. 1968. Vol. 28. Р. 114–156; 1969. Vol. 29. Р. 201–247; Vergnaud L.-F. La pensee de Gu Yanwu (1613–1682), Essai de synthese. P., 1990.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 215-216.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Транспортный комплекс КНР превратился в инструмент ускорения социально-экономического развития Китая
К вопросу о сотрудничестве между Китаем и Израилем в автомобильной промышленности
Российские исследователи о Чжоу Эньлае
Жизнь и поэзия Бо Цзюй-и
Россия и Китай: XI международная конференция в Казани


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.