Синология.Ру

Тематический раздел


Гун-гун

共工, Гун-гунГун-гунОбщественные работы, Ведающий разливами, Бог разливов/потопа. В древнекитайской мифологии божество воды. Его представляли в виде злого духа с телом змеи, лицом человека и красными волосами на голове. Борьба Гун-гуна с духом огня Чжу-жуном, к-рый, согласно трактату «Шань хай цзин» («Канон гор и морей»), будто бы был его отцом, завершилась победой Чжу-жуна. С досады Гун-гун стал биться головой о гору Бучжоушань, служившую опорой неба; гора надломилась, одна из сторон земли разрушилась, а часть небосвода обвалилась. По другой, видимо поздней, версии Гун-гун воевал с правителем Чжуань-сюем или пытался помешать великому Юю усмирить потоп. В еще более поздних историч. сочинениях Гун-гун представлен уже в явно историзованном виде как порочный и злой сановник, выступавший против мудрого правителя Шуня («Хань Фэй-цзы», гл. 34). Само имя Гун-гун истолковывается как название должности («общественные работы»), что, по-видимому, есть поздняя интерпретация иероглифической записи его имени. У Гун-гун было несколько помощников: жестокий и жадный Сян-лю — с телом змеи и девятью человечьими головами и злой Фу-ю, превратившийся после смерти в медведя, а также двое сыновей, один из к-рых (имя его не известно) после смерти превратился в злого демона, а второй — Сю был добрым.
 
Источники:
Сыма Цянь. Исторические записки. Т. 1. М., 2001, указ.
 
Литература:
Юань Кэ. Мифы древнего Китая. М., 1987, указ.; Ян Го-и. Гун-гун чуаньшо шиши таньюань (Разыскания об исторической основе преданий о Гун-гуне) // Вэньши. Пекин, 1963, сб. 3.
 
Автор: Рифтин Б.Л.

Источники: 
Иванов А.[И.] Материалы по китайской философии. Введение. Школа фа. Хань Фэй-цзы. Перевод. СПб., 1912, с. 196; Позднеева Л.Д. Атеисты, материалисты, диалектики древнего Китая. М., 1967, с. 183, 344; Го юй (Речи царств) / Пер. В.С.Таскина. М., 1987, указ.; Древнекитайская философия.  Эпоха Хань. М., 1990, с. 272 – 275, указ.; Чжуан-цзы. Ле-цзы / Пер. В.В.Малявина. М., 1995, с. 121, 337; Философы из Хуайнани (Хуайнаньцзы) / Пер. Л.Е.Померанцевой. М., 2004, указ.; Бамбуковые анналы: древний текст / Пер. М.Ю.Ульянова. М., 2005, с. 192.
 
Литература:
Яншина Э.М. Формирование и развитие древнекитайской мифологии. М., 1984, указ.; Вэнь И-до. Шэньхуа юй ши (Мифы и стихи). Пекин, 1957, с. 36 – 38; Boltz W.G. Kung Kung and the Flood: Reverse and Euhemerism in Yao tien // T`oung Pao. Leiden. Vol. 67, № 3 – 5.
 
Сост. библ.: Кобзев А.И.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 2. Мифология. Религия / ред. М.Л.Титаренко, Б.Л.Рифтин, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов, Д.Г.Главева, С.М.Аникеева. - 2007. - 869 с. С. 428.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Тоумань уходит на север: критический анализ сообщения «Ши цзи»
Роковой поход Ли Лина в 99 году до н. э.: письменные источники, географические реалии и археологические свидетельства
Азиатские философии (конференция ИФ РАН)
О смысле названия знаменитой поэмы Бо Цзюй-и Чан-хэнь гэ
Дух даосизма и гуманитарная (жэнь-вэнь) этика



Синология: история и культура Китая


Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет
© Copyright 2009-2024. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.