Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Гуй-шэнь

鬼神 «духи и божества». Тематическая разновидность фигуративной живописи жэнь-у (хуа) 人物 (畫) («живопись/изображения фигур»), к к-рой относятся живописные образы богов низовых  верований и культов, не входивших в собственно даос. и буд. мифологию.
 
Эта тематическая разновидность жанра жэнь-у возникла в эпоху Тан (816–906), а ее основоположником считается Лян Лин-цзань 梁令瓚 (VIII в.), уроженец юго-запада страны (пров. Сычуань), в 1-й пол. периода правления имп. Сюань-цзуна 玄宗 (712–756) занимавший пост придворного астролога.  Лян Лин-цзаню принадлежит во многом уникальное произведение — свиток «У-син Эршиба-су шэнь син» 五星二十八宿神形 («Божества Пяти звезд и Двадцати восьми созвездий», 24,5х489, 7 см., шелк, тушь, краски, Художественный музей, г. Осака), изображающий владык пяти планет (в кит. терминологии «пять звезд», у син 五星) и духов 28 зодиакальных созвездий. Рисунки завораживают экспрессивностью и визуальным разнообразием образов: одни персонажи показаны в антропоморфном облике, включая вместе с тем отдельные фантастические черты,  другие – в виде мифологических существ и чудовищ, обладающих нек-рым иконографическим сходством с  буд. «демонами».
 
В самостоятельное тематическое направление живопись гуй-шэнь превратилась на рубеже X–XI вв., о чем свидетельствует ее выделение в качестве отдельной жанровой категории (пинь ) в созданном тогда трактате Лю Дао-чуня 劉道醇 (X — нач. XI вв.) «Сун-чао мин-хуа пин» 宋朝名畫評 («Оценки прославленных живописных произведений династии Сун»). Автор также называет четырех в то время ведущих, по его мнению, мастеров гуй-шэнь, причислив к ним Ли Сюна 李雄 и Гао И 高益 (2-я пол. Х в.), о к-рых упоминается и в трактате «Тухуа цзянь вэнь чжи»  圖畫見問志 («Записки о живописи: что видел и слышал») Го Жо-сюя 郭若虛 (XI в.). Сведения о Ли Сюне ограничиваются сообщением, что он писал картины на буд. сюжеты и особенно удачно изображал демонов и духов. О Гао И рассказывается подробнее: уроженец северо-востока Китая, выросший в киданьском гос-ве Ляо (916–1125), он в нач. 970-х гг. прибыл в столицу только что возникшей дин. Северная Сун (Бэй Сун, 960–1127) и занялся торговлей лекарствами, непременно заворачивая товар в бумагу с нарисованными на ней демонами и духами. Всеобщее признание Гао И принес преподнесенный имп. Тай-цзуну 太宗 (976–997) в связи с его восшествием на трон свиток «Гуй шэнь соу шань ту» 鬼神搜山圖 («Поиски духов и богов в горах»), за к-рый мастер сразу же был назначен на пост дай-чжао 待詔 («ожидающий императорских указаний») в Академию живописи (Хуа-юань). В ранге художника-академиста Гао И расписывал столичные буд. святилища и продолжал создавать произведения гуй-шэнь. Самым значительным из них называют изображение Чжун Куя 鐘馗 — повелителя демонов и защитника людей от злых сил. Примечательно, что именно при Тай-цзуне обозначился интерес властей к оккультным знаниям и верованиям, имевшим древнее происхождение и восходящим к региональным религиозным традициям. По его приказу коллегия ученых составила прозаическую антологию «Тай-пин гуан цзи» 太平廣記 («Обширные записи [годов под девизом правления] Тай-пин»), куда вошли полные тексты и фрагменты 343 прозаических сборников на тему «записей о чудесном», начиная с эпохи Хань (III в. до н.э. — III в. н.э.) и по 977 г. Т.о. причины роста популярности гуй-шэнь следует искать в особенностях религиозной политики северо-сунских властей. Достигнув  расцвета к середине XI в. (в творчестве У Цзун-юаня), эта тематическая разновидность стала постепенно утрачивать самостоятельность, вливаясь в общий поток живописи религиозного характера. В конце эпохи Южная Сун (Нань Сун, 1127–1279) обозначился относительно новый ее вариант, наиболее ярко представленный на тот момент тв-вом Лун Кая 龔開 (1222–1304?), к-рый стал создавать подобия жанровых сцен с участием духов и нечисти-гуй (см. Душа, дух и духи). Утратив жанровую самостоятельность, традиция гуй-шэнь послужила одним из худ. истоков «простонародной картины» (нянь-хуа 年畫) и затем, уже во 2-й пол. XIX в. была задействована, хотя и в сильно редуцированном виде, в тв-ве художников «новой волны», основоположников «национальной живописи» (го хуа 國畫).
 
Источинки:
Го Жо-сюй. Записки о живописи: что видел и слышал / Пер. с кит. и коммент. К.Ф. Самосюк. М., 1978; Evaluations of Sung Dynasty Painters of Renown: Liu Tao-ch’un’s Sung-ch’ao ming-hua p’ing / Tr. with an Introd. by Ch. Lachman. Leiden–N.Y., 1989.
 
Литература:
Пострелова Т.А. Академия живописи в Китае в X–ХШ вв. М., 1976; Чжунго мэйшу да цыдянь (Энциклопедический словарь искусства Китая) / Под ред. Шэнь Жоу-цзяня, Шао Ло-яна. Шанхай, 2002; Чжунго хуйхуа цюаньцзи (Полное собрание произведений китайской живописи) Т. 1. Ханчжоу, 1997; Siren O. Chinese Painting. Leading Masters and Principles. Vol. 1–3. L., 1958.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 560-561.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»
Частотный иероглифический словарь классических китайских текстов и его использование в тематическом и жанровом анализе
Дневники В.М. Алексеева в «Синологической картотеке» учёного
История перевода Нового Завета на китайский язык свт. Гурием Карповым


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.