Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Гао Ци

高啟, Гао Цзи-ди, прозв. Цинцю-цзы (Господин с Зеленого холма). 1336, Пинцзян (с 1367 — Сучжоу) — 1374. Крупнейший поэт эпохи Мин (XIV— XVII вв.). Организовал содружество «Десять друзей Северной стены» — моло­дых поэтов, живших на сев. окраине Сучжоу (совр. пров. Цзянсу), называвших себя также «Десяткой талантов». До прихода к власти Мин не служил, уеди­нившись в местечке Цинцю на р. Усунцзян. Вместе с Чжан Юем (1333—1385), Сюй Бэнем (1335—1380) и Ян Цзи (ок. 1334—1383) причислен современниками к «Четырем выдающимся из У» (У чжун сы цай цзы). Об эпохе свидетельствует то, что из всей «четверки» только Сюй Бэнь умер собственной смертью. Приблизительно в 1369, т.е. сразу же после воцарения Мин (1368), Гао Ци был вызван в столицу для участия в составлении офиц. «Истории Юань» («Юань ши»). Выйдя в отставку, поселился в уединении и посвятил себя тв-ву. Обви­ненный в причастности к никогда не существовавшему антиправительствен­ному заговору сановника Вэй Гуаня, был казнен.
 
В своем тв-ве Гао Ци предвосхитил наиб. характерные черты всей поэзии эпохи Мин: внешнюю простоту при сложности и глубине того, что скрыто «за словом», лиричность, тягу к осмыслению природы тв-ва, разнообразие поэтич. форм. Поэзия Гао Ци, приближаясь к почти идеальной «пресности» (дань [2]), т.е. к словесной стертости, бескрасочности, с редкой полнотой реа­лизует такие важнейшие свойства кит. стихов, как хань сюй — «таящееся на­копление», «хранилище невыразимого», ли хэнь шэнь — «запредельная глубина мысли», — то, что кит. поэтология называла вэй вай чжи чжи — «вкусом вне вкусового».
 
Поэт по преимуществу, Гао Ци сформулировал и теоретич. взгляды на природу поэзии, к-рые оказали влияние на след. за ним поколение поэтов. Он выделял три главных свойства стиха: гэ [2] («форма»), и [3] («мысль») и цюй [2] («увле­кательность»). Свои размышления о поэте и поэзии Гао Ци с наибольшей полнотой реализовал в одном из самых известных своих произведений — «Цинцю-цзы гэ» («Песня Господина с Зеленого холма»), продолжив тем самым давнюю традицию «поэтических поэтик», высочайшим достижением к-рой является «Ши пинь» («Категории стихов») Сыкун Ту. Но если танский поэ- толог создал нормативную поэтику 24 «типов», или «фазисов», творч. наития идеального дао-поэта, то Гао Ци пишет проникновенную индивидуальную исповедь о вдохновении, что, впрочем, вполне органично сочетается с исклю­чительной насыщенностью текста скрытыми и явными цитатами, аллюзиями и пр. стилистич. приемами со смыслом «за словами» в духе Сыкун Ту.
 
Поэтич. идеал Гао Ци — древняя поэзия, тв-во поэтов «расцвета Тан».
 
Самое авторитетное собр. стихов Гао Ци «Цинцю ши цзи чжу» («Собрание поэтических произведений Цинцю с комментариями») в 20 цз. составлено в XVIII в. Цзинь Танем и кроме поэтич. произведений разных форм включает погодную роспись (нянь-пу) жизни поэта.
 
Источники:
Цинцю ши сюань (Избранные стихотворения Цинцю) // Чжун го ли дай шижэнь сюань цзи (Избранные стихотворения поэтов Китая разных эпох). Гуанчжоу, 1985; Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии. М., 1977, с. 372—377; Из китайской лирики VIII—XIV вв. / Сост., послесл. и примеч. И. Смирнова. М., 1978, с. 171— 241; Светлый источник: Средневековая поэзия Китая, Кореи, Вьет­нама / Сост. Е. Дьяконовой; Послесл. и примеч. И. Смирнова. М., 1989, с. 210—259; Яшмовые ступени: Из китайской поэзии эпохи Мин. XIV—XVII вв. / Пер. и предисл. И. Смирнова. М., 1989, с. 36—108; Про­зрачная тень: Поэзия эпохи Мин (XIV—XVII вв.) в пер. И. Смирнова. СПб., 2000, с. 45—63; Небесный мост: Поэзия Гао Ци (1336—1374) в пер. И. Смирнова. СПб., 2000.
 
Литература:
Mote F.W. The Poet Kao Ch’i. Princ., 1962.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. - 2008. - 855 с. С. 269-270.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.