Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Гайгэ вэньсюэ

改革文學 «литература реформ». Др. название: гайгэ тицай вэньсюэ — «литература на тему реформ». Течение в совр. кит. лит-ре, сформировавшееся в начале 80-х ХХ в. Родоначальником «лит-ры реформ» считается Цзян Цзы-лун, опубликовавший в 1979 повесть «Цяо чанчжан шанжэнь цзи» («Директор Цяо приходит на завод»), в к-рой утверждается новый тип руководителя — проводника политич. курса экономич. реформ и открытости, выдвинутого в 1978 на 3-м Пленуме ЦК КПК 11-го созыва. Свой вклад в развитие «лит-ры реформ» внесли такие известные совр. кит. прозаики, как Чжан Цзе, Чжан Вэй, Чжан Сянь-лян, Лу Вэнь-фу, Лу Яо и др.
 
Объективной предпосылкой для возникновения и развития течения «лит-ра реформ» явились коренной перелом в жизни кит. об-ва на рубеже 70—80-х и выдвинутая руководством страны задача средствами лит-ры формировать новое обществ. сознание, воспитывать «нового человека социализма» и идея сбалансировать обличительную шанхэнь вэньсюэ («литература шрамов») и реф­лексирующую фань сы вэньсюэ («литература дум о прошедшем») лит-рой «историч. оптимизма» с новым положительным героем.
 
«Лит-ра реформ» унаследовала во многом черты кит. прозы на тему инду­стриализации и преобразования деревни 50-х и советского «производств. ро­мана» 50—60-х. Прежде всего их «роднит» худ. метод рев. (или социалистич.) реализма, определяющий выбор героя, его характер, мотивацию поступков, конфликт и проблематику произведений. «Лит-ра реформ» выполняла «со­циальный заказ», романтизируя действительность в соответствии с требова­ниями и условиями этого «заказа». В то же время пережитые Китаем к 1978 серьезнейшие социальные потрясения, к-рые выявили ущербность социально-экономич. курса и стимулировали поиск новой концепции развития, а также отсутствие в кон. 70-х — нач. 80-х в руководстве КПК единства в от­ношении дальнейшего пути кит. общества, дали возможность «лит-ре ре­форм» играть роль инициатора диалога общества и власти. Специфика по­ставленных перед «лит-рой реформ» задач обусловила вторичность ее эстетич. функции при явной доминанте функции идейно-воспитательной и острой социальной направленности.
 
На этапе становления «лит-ра реформ» сосредоточилась на изображении кон­кретных методов реформирования хозяйств. и управленческого механизма. Для этого периода характерно изображение реформы делом героев-одиночек, функционирующих в замкнутом пространстве отдельно взятого хозяйствую­щего субъекта города или деревни. Оформилась устойчивая модель биполяр­ной расстановки персонажей: честный чиновник-реформатор и его сторон­ники на одном полюсе и консерваторы, противники реформ, — на другом. Столкновение двух противоположных позиций, двух противостоящих сил, двух героев составляло идейный конфликт произв. (повесть Цзян Цзы-луна «Кайточжэ» — «Первопроходец», 1980; роман Чжан Цзе «Чэньчжун ды чи-бан» — «Тяжелые крылья», 1981; роман Чжан Це «Гайгэчжэ» — «Реформатор», 1982; повесть Кэ Юнь-лу «Сань цянь вань» — «Тридцать миллионов», 1980).
 
К середине 80-х в «лит-ре реформ» наметилась тенденция к изображению реформы как процесса, в к-рый вовлечены все члены кит. об-ва. Это давало писателям большую свободу в выборе и трактовке образа гл. героя, хотя образ руководителя нового типа продолжал доминировать (роман Кэ Юнь-лу «Синь син» — «Новая звезда», 1985). Наиболее активно в этот период разрабатывает­ся тема реформирования кит. деревни (документальная повесть Цзян Цзы- луна «Янь Чжао бэй гэ» — «Грустные песни Янь и Чжао», 1984; повесть Ван Жунь-цзы «Лу Бань ды цзысунь» — «Потомки Лу Баня», 1983). В 1986—1988, когда стали проявляться как положительные, так и негативные стороны ре­форм, романтич. оптимизм, свойственный произведениям «лит-ры реформ» на этапе становления, сменился более трезвым и реалистич. изображением действительности и беспристрастными оценками. «Лит-ра реформ» сфокуси­ровалась на изображении человека, живущего в эпоху рыночных реформ, на проблеме разрушения традиц. уклада, морально-этич. ценностей, утраты привычных жизненных ориентиров и идеалов (роман Чжан Вэя «Гу чуань» — «Древний корабль», 1986; роман Лу Яо «Пинфань ды шицзе» — «Обыкновен­ный мир», 1987; роман Да Ли «Ни хао, Халэй хуйсин» — «Здравствуй, комета Галлея», 1987). Герои-реформаторы отступили на второй план, а на авансцену вышли рядовые труженики. Хотя «с высоких трибун» от литераторов, пишу­щих о современности, по-прежнему требовали «вносить еще больший вклад в дело строительства социалистич. духовной культуры, создавать образы пере­довиков и героич. личностей, обладающих коммунистич. идеалами, высоко­моральным обликом, соблюдающих революционную дисциплину и способ­ных служить примером для народных масс, особенно молодежи», в этот пе­риод очевиден отход от стереотипной модели одномерных героев и конф­ликтов. С одной стороны, это обогащало «лит-ру реформ» в худ. отношении и расширяло ее тематич. рамки, с другой стороны, размывало границы те­чения и постепенно сводило на нет возможность его дальнейшего сущест­вования.
 
Как самостоятельное течение «лит-ра реформ» прекратила существование к концу 80-х ХХ в., растворясь в новой реалистич. прозе, к-рая во многом определяла лит. ситуацию 90-х ХХ в.
 
Источники:
Цзян Цзы-лун. Цяо чанчжан шанжэнь цзи (Директор Цяо приходит на завод) //Жэньминь вэньсюэ. 1979, № 7; он же. Кайточжэ (Первопрохо­дец) // Ши юэ. 1980, № 6; Кэ Юнь-лу. Сань цянь вань (Тридцать мил­лионов) // Жэньминь вэньсюэ. 1980, № 11; Чжан Цзе. Чэньчжун ды чи- бан (Тяжелые крылья). Пекин, 1981; Чжан Це. Гайгэчжэ (Реформатор) // Дандай. 1982, № 5; Ван Жунь-цзы. Лу Бань ды цзысунь (Сыновья и внуки Лу Баня // Вэньхуй юэкань. 1983, № 8; он же. Лаожэнь цан (Обитель старцев). 1984; Кэ Юнь-лу. Синь син (Новая звезда). Пекин, 1985; Чжан Чжун, Хун Цзы-чэн и др. Дандай чжунго вэньсюэ гайгуань (Общий взгляд на современную китайскую литературу). Пекин, 1986; Чжан Вэй. Гу чуань (Древний корабль) // Дандай. 1986, № 5; Да Ли. Ни хао, Халэй хуйсин (Здравствуй, комета Галлея). Пекин, 1987; Лу Яо. Пинфань ды шицзе (Обычный мир). Пекин, 1986—1988.
 
Литература:
Чжэн Вань-пэн. Чжунго дандай вэньсюэ ши — цзай шицзе вэньсюэ шие чжун (История современной ки­тайской литературы — в поле зрения мировой литературы). Пекин, 1999.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006 – . Т. 3. Литература. Язык и письменность / ред. М.Л.Титаренко и др. – 2008. – 855 с. С. 266-268.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.