Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Вэй Юань

魏源, Вэй Хань-ши, Вэй Мо-шэнь. 23.4.1794, Шаоян пров. Хунань, — 1856/7, Ханчжоу пров. Чжэцзян. Вэй ЮаньВэй ЮаньКит. философ-неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), ученый-энциклопедист, литератор и политич. деятель, представитель «школы новых текстов» («школы текстов новых письмен»), воссозданной в XVIII в. Родился в семье чиновника, находился на гос. службе, в 1844 получил высшую ученую степень цзинь ши, дружил с Гун Цзы-чжэнем и Линь Цзэ-сюем.

Взгляды Вэй Юаня отражены в сб. эссе «Гу вэй тан цзи» («Собрание [сочинений] из Зала древних сокровенностей», 1878), состоящем из 10 цз. ) и включающем его гл. филос. сочинение «Мо гу» («Записки Молчальника [Мо]»). В 1909 сб. был переиздан под заглавием «Вэй Мо-шэнь вэнь цзи» («Собрание прозы Вэй Мо-шэня»). Писал коммент. к древнекит. классике, из к-рых наиболее значительный — «Лао-цзы бэнь и» («Коренной смысл [сочинения] Лао-цзы»; включен в состав канонической серии «Чжу цзы цзи чэн» — «Корпус философской классики»), в к-ром Вэй Юань предложил вслед за У Чэнем (XIII-XIV вв.) оригинальную разбивку текста «Дао дэ цзина» на 68, а не на 81 параграф. Вэй Юань создал также след. историко-политич. и страноведческие труды: «Шэн у цзи» («Записки о священной войне, 1842»), «Юань ши синь бянь» («Новая редакция истории [династии] Юань», изд. в 1905), «Хай го ту чжи» («Описания заморских государств [с приложением] карт», 1849). В последнем соч., осн. на работе Линь Цзэ-сюя «Сы чжоу чжи» («Сведения о четырех материках») и, по утверждению не­которых историков, известном в Японии в эпоху «революции Мэйдзи» (1867-1868), были использованы также сведения из зап. источников, что было новаторством для Китая того времени. Продолжением концепции Вэй Юаня в политике стал лозунг: «Руками варваров управлять варварами».

После поражения Китая в «опиумной войне» 1840-1842 Вэй Юань одним из первых выдвинул программу модернизации страны путем заимствования зап. научно-технич. достижений, получившую впоследствии название «политика усвоения заморских дел». Утверждая, что в мире нет неизменных законов (фа [1]), Вэй Юань пытался проводить практические преобразова­ния, касающиеся хлебного налога, контроля над добычей и сбытом соли, ирригации и т. п., выступал за отмену экзаменационной системы (кэ цзюй). Он считал практический, прежде всего личный, опыт критерием «истины и лжи» (ши фэй), отождествляемых с «пользой и вредом» (ли хай), и заявлял, что без действия (син [3]) не может быть знания (чжи [2]). По Вэй Юаню, образующие мир «превращения пневмы» (ци хуа) представляют собой ни на миг не замирающий процесс изменений, источник к-рого — универсальная «двойственность» (дуй [1] явлений. Все членится на пары противополож­ностей, в к-рых один элемент — «главенствующий» (чжу [1]), а другой — «содействующий» (фу [5]). Противоположности содержатся друг в друге, превращаются друг в друга. Человек способен к творческому самосозиданию («сотворению превращений» — цзао хуа) посредством сознательного методич. приобщения к творческому самосозиданию природы, с к-рой он связан единством «духовной энергии» (лин шуан). Человеч. проблемы разрешаются в процессе взаимодействия различных мнений. Филос. и социально-полит. взгляды Вэй Юаня оказали глубокое влияние на последующее реформатор­ское движение (см. Кан Ю-вэй; Лян Ци-чао).

Источники:
Вэй Юань цзи (Собрание [сочинений] Вэй Юаня). Пекин, 1975; Гу вэй тан нэй вай цзи (Внутреннее и внешнее собрание [сочинений] из Зала древ­них сокровенностей). Тайбэй, 1976; Предисловие к сборнику «Материалы эпохи царствующей династии », «Записки Мо » // Избранные произведения прогрессивных китайских мыслителей нового времени (1840–1898). М., 1961.

Литература:
История китайской философии. М., 1989. С. 441–447; История политических и правовых учений XIX в. М., 1993. С. 362–364; Китайская философия: Эн­циклопедический словарь. М., 1994. С. 57–58; Кобзев А.И. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 445–447; Ли Хань-у. Шилунь Вэй Юань дэ бяньчжэнфа сысян фаньчоу (Предварительные суждения о категориях диалектической мысли Вэй Юаня) // Чжунго чжэсюэ. Вып. 13. Пекин, 1985; Се Ин-фэнь. Вэй Юань синь сюэ сысян шуяо (Изложение ос­нов идеологии новых наук Вэй Юаня) // Хунань вэньсянь. 1976. Т. 4. № 1; Цзиньдай айгочжуи сысянцзя — Вэй Юань (Мыслитель-патриот нового времени — Вэй Юань). Пекин, 1976; Чжан Мин-хуа. Вэй Юань гайгэ сысян чутань (Введение в реформаторскую идеологию Вэй Юаня) // Чжунго чжэсюэ ши яньцзю. Тяньцзинь, 1985. № 4; Чжун Чжао-пэн. Вэй Юань // Чжунго цзиньдай чжумин чжэсюэцзя пинчжуань (Критические биографии знаменитых китайских философов нового времени). Т. 1. Цзинань, 1982; Elman B.A. From Philosophy to Philology. Camb. (Mass.); L., 1984, index; idem. The Relevance of Sung Learning in the Late Ch`ing: Wei Yuan and the Huang-ch’ao ching-shih wen-pien // Late Imperial China. 1988. Vol. 9. № 2. Р. 56–85; Leonard f.K. Wei Yuan and China‘s Rediscovery of the Maritime World. Camb., 1984; idem. Wei Yuan and Images of the Nan-yang // Ch`ing-shih wen-t`i. 1979. Vol. 4. № 1. Р. 23-57; Mitcbell P. The Limits of Reformism: Wei Yuan`s Reaction to Western Intrusion // Modern Asian Studies. 1972. Vol. 6. № 2. Р. 175–204.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 191.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Россия и Китай: XI международная конференция в Казани
Ян Цзиннянь и современный перевод «Богатства народов» на китайский язык
О первом томе 10-томной «Истории Китая»
История основных историко-культурных зон Восточной Азии в Х–I тыс. до н.э. в первом томе «Истории Китая»: подходы и концепции
О статье Е.Ф. Баялиевой «Правовые аспекты обращения бумажных денег в юаньском Китае»


© Copyright 2009-2018. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.