Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Ян-мина школа

янмин-сюэпай 陽明學派. Согласно основоположнику кит. историко-филос. науки Хуан Цзун-си (XVII в.), ближайшие последователи Ван Ян-мина (кон. XV-XVI в.) образовали шесть территориальных груп­пировок: 1) чжэцзянскую (чжэ чжун); 2) цзянсискую (цзян ю); 3) цзянсу-аньхойскую (нань чжун); 4) хунань-хубэйскую (чу чжун); 5) шаньдун-хэнаньскую (бэй фан); 6) фуцзянь-гуандунскую (юэ минь), а также тайчжоускую школу. Их основными представителями были соответственно: 1) Дунь Юнь, Сюй Ай, Лу Чэн (XV-нач. XVI в.), Цянь Дэ-хун, Ван Цзи (XVI в.); 2) Не Бао, Цзоу Шоу-и, Чэнь Цзю-чуань, Оуян Дэ (кон. XV-XVI в.), Ло Хун-сянь, Лю Вэнь-минь, Вань Тин-янь, Ван Ши-хуай, Цзоу Юань-бяо (XVI-нач. XVII в.); 3) Хуан Син-цзэн, Чжу Дэ-чжи (XV-XVI вв.), Сюэ Ин-ци, Сюй Цзе, Тан Шунь-чжи (XVI в.); 4) Цзян Синь, Цзи Юань-хэн (кон. XV-XVI в.); 5) My Кун-хуй, Нань Да-цзи (кон. XV-XVI в.), Ян Дун-мин (XVI-нач. XVII в.); 6) Сюэ Кань, Чжоу Тань (XVI в.). Гл. роли на идеологич. сцене Китая XVI в. играли две первые группировки и тайчжоуская школа. К последней помимо основателя — Ван Гэня (кон. XV-XVI в.) и иногда причисляемого к ней как ее идейного вдохновителя Ван Цзи принадлежа­ли: Ван Дун, Сюй Юэ, Янь Цзюнь (XV-XVI вв.), Чжао Чжэнь-цзи, Ло Жу-фан, Хэ Синь-инь, Ли Чжи, Гэн Дин-сян, Ян Ци-юань (XVI в.), Цзяо Хун, Чжоу Жу-дэн (XVI–XVII вв.). Виднейшими учениками Ван Ян-мина в пер­вом поколении были Ван Цзи, Ван Гэнь, Цянь Дэ-хун, Не Бао, Цзоу Шоу-и, Оуян Дэ.

В конце XVI — 1-й пол. XVII в. помимо тайчжоуской школы наибольшим влиянием пользовались три оппозиционных ей учения, в той или иной мере придерживавшихся идей Ван Ян-мина: 1) учение «[о знании, на чем] оста­новиться, [и умении] совершенствоваться» (чжи-сю) Ли Цая — ученика Цзоу Шоу-и; 2) учение дунлиньской школы (дунлинь-сюэпай), основатель к-рой — Гу Сянь-чэн был учеником Сюэ Ин-ци — ученика Оуян Дэ и к к-рой также принадлежали Гао Пань-лун и Чэнь Лун-чжэн; 3) цишаньское учение, созданное Лю Цзун-чжоу и развитое его учениками — Чэнь Цюэ и Хуан Цзун-си (XVII в.).

Основные дискуссии среди янминистов конца эпохи Мин развертыва­лись вокруг вопросов о соотношении духовной «первосущности» (бэнь ти) и «нравственных усилий» (гун фу), о связи «[индивидуальной] природы» (син [1]) и психики («сердца» — синь [1]) с добром (шань [2]), злом (э) и «высшим благом» (чжи шань), о способах обнаружения и практич. реали­зации «истинной» (чжэнь [1]), доброй и «благосмысленной» (лян чжи) природы человека. По характеру решения этих проблем янминисты разделялись на три больших лагеря.

Первое идейное направление, часто открыто смыкавшееся с чань-буддизмом и даосизмом (Ван Цзи, Чжао Чжэнь-цзи, Чжоу Жу-дэн, Ли Чжи), обычно квалифицируется как «отдающее приоритет действию» (чжу дун), «натуралистич.» и «экзистенциалистское», или «левое крыло» янминизма. Его основоположники — Ван Цзи и Ван Гэнь, а наибольшее развитие оно получило в тайчжоуской школе. Определение последней как «левого крыла» указывает также на эгалитарно-популистский характер идеологии и демократич. устремления ее представителей, склонных к утопич. («безумно­му» — куан) реформаторству (Хэ Синь-инь, Ли Чжи). Сторонники данного направления считали каждую отдельную личность «актуально совершен­ной» (сянь чэн), готовой к «мгновенному просветлению» (дунь у) и нуж­дающейся лишь в свободном и деятельном проявлении своего врожденного всеблагого «естества» (цзы жань) в обыденной жизни. Отождествлявшаяся с «отсутствием/небытием» (у [1]) и «пустотой/вместимостью» (сюй) духовная «первосущность» трактовалась ими как образующая неразрывное единство с повседневными нравств. усилиями. Источник «истинных» идей и чувств усматривался в полной свободе и возможности абс. отрицания, имманентно присущих субъекту. Из содержащегося в «четырех постулатах» Ван Ян-мина положения об отсутствии добра и зла на уровне «сущности сердца» Ван Цзи выводил отсутствие добра и зла на уровне «вещей/дел» (концепция «четырех отсутствий»), а Ло Жу-фан и Ли Чжи пришли к апологии спонтанно самопроявляющегося, интуитивно мудрого «детского сердца» (чи цзы чжи синь, тун синь).

Сторонники противоположного лагеря строго разделяли духовную «первосущность» и нравств. усилия, считая, что выявление «совершенной природы» личности требует постепенного самоуглубления в безмятежно­сти и «покое» (цзин [2]). Делая акцент на положении о «доведении до конца» (чжи [5]) из тезиса Ван Ян-мина о «доведении благосмыслия до конца» (чжи ляп чжи), они видели в нем не единовременный акт, а процесс, основанный на отрешенном медитировании и приводящий к внутр. «просветлению». Это направление обычно квалифицируется как отдающее приоритет «покою» (чжу цзин), «квиетистское» (гуй цзи), или «правое крыло» янминизма. Его родоначальники — Не Бао и Ло Хун-сянь, за к-рыми следовали Лю Вэнь-минь, Вань Тин-янь и Ван Ши-хуай.

Третий лагерь составляли сторонники «ортодоксального», или «культивационного» (сю [1]), янминизма, также отчетливо разделявшие духов­ную «первосущность» и нравств. усилия, но отстаивавшие их гармонию в стремлении избежать обеих крайностей, сходившихся на почве индиви­дуализма: экстравагантных «самопроявлений» «левого крыла» и самоуглуб­ленного абсентеизма «правого крыла». Они проповедовали апробирован­ные традиц. культурой способы личного самосовершенствования как возвращения к самому себе путем служения людям. Из положений «че­тырех постулатов» о наличии добра и зла на уровнях «вещей/дел», знания и волевых помыслов Цянь Дэ-хун выводил их наличие и на уровне «сущ­ности сердца» (концепция «четырех наличий»).

У истоков этого направления стояли зять Ван Ян-мина Сюй Ай и его земляк Цянь Дэ-хун, а также Цзоу Шоу-и и Оуян Дэ.

Маньчжурское завоевание и общее изменение духовного климата в Китае во 2-й пол. XVII в. привели к разрушению прежде идейно домини­ровавшей школы Ван Ян-мина. Начавшееся в XVI в. проникновение идей Ван Ян-мина в Японию и Корею привело в XVII в. к возникновению там собственных янминистских школ — оёмэй гакуха и янмён хакпха.

Источники:
Китайская философия: Энциклопедический словарь. М., 1994. С. 48–50.

Литература:
Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983; Он же. Философия китайского неоконфуцианства. М., 2002. С. 381–400, указатель; Лу Шу-цзэн и др. Чжунго Мин дай чжэсюэ (Китайская филосо­фия эпохи Мин). Чжэнчжоу, 2002; Окада Такэхико. Оёмэй то Минмацу но дзюгаку (Ван Ян-мин и конфуцианство конца [династии] Мин). Токио, 1970; Сун Мин ли-сюэ ши (История учения о принципе [эпох Сун и Мин]) / Гл. ред. Хоу Вай-лу и др. Т. 2. Пекин, 1987; Хуан Цзун-си. Мин жу сюэ ань (От­чет об учениях конфуцианцев [династии] Мин). Кн. 1–12. Шанхай, 1933; Фэй Хай-цзи. Ван Ян-мин мэньжэнь гэсин чжи жэньши (Индивидуальное ознакомление с учениками Ван Ян-мина // Дунфан цзачжи. 1972. Т. 5. № 12; Он же. Ван Ян-мин сяньшэн дэ мэньжэнь син син као (Изучение характера и деятельности учеников Ван Ян-мина) // Сяньдай гоцзя. 1972. Т. 90; Chang С. The Development of Neo-Confucian Thought. Vol. 2. N.Y., 1962. Р. 9–48; Huang Tsung-hsi. The Records of Ming Scholars / Tr. by J. Ching et al. Honolulu, 1987; Okada Takehiko. The Chu Hsi and Wang Yang-ming Schools at the End of the Ming and Tokugawa Periods // PEW. 1973. Vol. 23. № 1–2. Р. 13–49; Self and Society in Ming Thought / Ed. by W.T. de Bary. N.Y., 1970; T’ang Chьn-i. The Criticisms of Wang Yang-ming`s Teachings as Raised by His Contempo­raries // PEW. 1973. Vol. 23. № 1–2. Р. 163–86.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 186-188.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.