Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Чун 1

王寵, Ван Люй-цзи 履吉, прозв. Яишань жэнь 雅宜山人. 1494, Чанчжоу (совр. Сучжоу, пров. Цзянсу), — 1533. Каллиграф, живописец, представитель направления Умэнь-пай 吳門派.
 
Его биография исключительна для истории кит. каллиграфии. Прожив всего 40 лет, он занял место рядом с такими корифеями каллиграфии, как Чжу Юнь-мин 祝允明 и Вэнь Чжэн-мин 文徵明, составив с ними группу т. наз. «Трех корифеев из У [пров. Цзянсу]» (У чжун сань цзя 吳中三家). Этот факт вызывал у кит. знатоков всех последующих веков, включая совр. авторов, неизменное и оправданное удивление. Будучи младше Вэнь Чжэн-мина на 24 года, он как каллиграф стал известен раньше него. Причина тому — феноменальная одаренность Ван Чун и его одержимость каллиграфией, к-рой он предавался с необыкновенным трудолюбием. Ван Чун оставил после себя множество памятников, в том числе и живописных. Немалую роль в его успехах играл и его учитель, известный, но позднее забытый каллиграф Цай Юй 蔡羽 (ок. 1470–1541), учившийся в свое время у Чжу Юнь-мина. Ван Чун работал в уставе, син-шу 行書 и скорописи. В первых двух почерках он делал короткие интервалы между знаками в столбцах. Иероглифы имеют квадратный формат, но его энергопотоки ши  округлы. Нек-рые откидные растянуты в длину в духе танского Юй Ши-наня 虞世南. Техника работы кистью Ван Чуна восходит к мастерам династий Цзинь и Тан, но он синтезирует каллиграфическое наследие в богатейших метаморфозах собственного стиля, поразительного для 30-летнего человека. Кисть Ван Чуна движется легко и очень естественно. Кит. знатоки отмечают, что в его манере чудесным образом сочетались необычайность и возвышенность Чжу Юнь-мина и гармоничность и утонченность Вэнь Чжэн-мина.
 
Знаменит горизонтальный свиток Ван Чуна «Цянь цзы вэнь» 千字文 («Пропись тысячи иероглифов») из тайбэйского музея Гугун, выполненный почерком чжан-цао 章草. Техника письма восходит к «Ши ци те» 十七帖 Ван Си-чжи 王羲之 (см. Эр Ван). Считается, что среди минских каллиграфов никто так глубоко не постиг секрет этого выдающегося памятника и не воплотил его в собственной стилистич. манере. О последней говорили, что «в изысканном видно грубое» (цяо чжун цзянь чжо  巧中见拙), а «через грубое уловлено утонченное» (и чжо цюй цяо 以拙取巧).
 
Литература:
Белозёрова В.Г. Искусство китайской каллиграфии. М., 2007; Сюй Ли-мин. Чжунго шуфа фэнгэ ши (История стилей китайской каллиграфии). Хэнань, 1992; Хуан Дунь. Юань Мин шуфа (Каллиграфия периода династий Юань, Мин). Цзянсу, 1999; Чжу Жэнь-фу. Чжунго гудай шуфа ши (История китайской каллиграфии). Пекин, 1992; Шэнь Инь-мо. Лунь шу цун гао (Сборник статей о каллиграфии) / Сост. Ма Го-цюань. Сянган, 1981; Hyland A.R.M. The Literati Vision: Sixteenth-century Wu School Painting and Calligraphy. Memphis, 1984; Fu Shen C.Y. Chinese Calligraphy in the Jade Studio Collection // The Jade Studio: Masterpieces of Ming and Qing Painting and Calligraphy from the Wong Nan-p’ing collection.  New Haven, Yale Univercity Art Gallery. 1994.
 
Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / гл. ред. М.Л. Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. — М.: Вост. лит., 2006–. Т. 6 (дополнительный). Искусство / ред. М.Л. Титаренко и др. — 2010. — 1031 с. С. 539.

Автор:
 
© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.