Синология.Ру

Синология.Ру

Тематический раздел


Ван Цзи

王畿, Ван Жу-чжун, Ван Лун-си. 26.5.1498, Шаньин, округ Шаосин пров. Чжэцзян, — 5.7.1583. Кит. неоконфуцианец (см. Неоконфуцианство), ближайший ученик и сородич Ван Ян-мина, один из гл. представителей «левого крыла» янминизма (см. Ван Ян-мина школа), сблизившегося с чань-буддизмом (см. Чань-сюэ). Ван Цзи происходил из семьи чиновника и после получения в 1532 высшей ученой степени цзинь ши занимал ряд ответственных постов в военном министерстве. Однако в 1542 оставил службу и в последующие 40 с лишним лет, несмотря на неоднократные призывы, не возвращался к ней, занимаясь филос. исследованиями и чтением лекций в различных частях страны. Бесплодие жены побудило его обратиться к изучению даос. сексуальной практики, основанной на учении о «пестовании жизни» (ян шэн).

Основное теоретич. достижение Ван Цзи — этико-гносеологич. концепция «четырех отсутствий» (сы у), к-рая вместе с противоположной концепцией его близкого друга и сподвижника Цянь Дэ-хуна явилась реакцией на итоговые для Ван Ян-мина «четыре постулата», высказанные на мосту Небесного источника (1527): «Отсутствие добра и зла — такова сущ­ность (ти [1]) сердца. Наличие добра и зла — таково движение помыслов (и [3]). Знание (чжи [2]) добра и зла — таково благосмыслие (лян чжи). Совершение добра и устранение зла — таково выверение вещей (гэ у)». Исходя из первого постулата и тезиса Ван Ян-мина: «Сердце, помысел, знание и вещь суть единое дело», Ван Цзи пришел к выводу, что идеальное нравственно-психологич. состояние должно характеризоваться «отсутствием добра и зла» на всех четырех этико-гносеологич. уровнях, а не только на первом. Под «отсутствием добра и зла» подразумевалось наличие выс­шего блага, к-рое не нуждается в преднамеренном различении добра и зла, поскольку означает естественное и спонтанное осуществление добра. Эта концепция строилась с помощью антитетических понятий, таких как «сердце без сердца», «помыслы без помыслов», «знание без знания», «вещи без вещей», призванных запечатлеть априорную и трансцендентальную этико-гносеологич. реальность. Знание, или «благосмыслие» (лян чжи), составляющее «сущность сердца», Ван Цзи, в отличие от обычного сознания (ши [4]), представлял не имеющим ни начала ни конца, не разделяющим субъект и объект, превосходящим жизнь и смерть, подобным поверхности зеркала, к-рая, сама по себе будучи пустой, делает возможным любое от­ражение, т. е. функционирование сознания. Восхождение от сознания к этому знанию доступно всем, т. к. в каждом человеке «благосмыслие со­вершенно» (лян чжи сянь чэн). Оно нуждается не в развитии, а в полном высвобождении, для чего необходима вера (синь [2]) в него и целенаправ­ленное моральное усилие. Последнее требование отделяло Ван Цзи от представителей «правого», квиетистского крыла янминизма. Результи­рующее «просветление» (у [4] — буддийско-даос. термин) бывает трех видов (по возрастанию значимости): основанное на словесных наставле­ниях — «разъясняющее» (цзе), на медитации — «свидетельствующее» (чжэн [2]), на прямом экзистенциальном усмотрении — «проницающее» (чэ).

Гносеологически всеобъемлющая и одновременно «пустотная», «благосмысленная» «первосущность сердца» в онтологич. плане отождествля­лась с «отсутствием/небытием» (у [1]), порождающим «наличие/бытие» (ю) и составляющим с ним единство, что являлось неоконфуцианским пе­реосмыслением положений «Дао дэ цзина»: «Наличие/бытие рождается из отсутствия/небытия» и «Наличие/бытие и отсутствие/небытие рождают (животворят) друг друга» (§ 40, 2). Творческий импульс этого диалектич. единства у Ван Цзи выражало понятие «таинственной» (сюань — также термин «Дао дэ цзина», см. Сюань-сюэ) «жизненной пружины» (шэн цзи). Впервые разработанное даосами (см. Даосизм) в трактате «Чжуан-цзы» понятие «пружины» (цзи [1]) как механико-органич. импульса, первотолч­ка, он использовал для определения «благосмыслия», создающего «совершенномудрие» (шэн [1]). В концепции «отсутствия/небытия» Ван Цзи сказалось влияние Ян Цзяня (XII–XIII вв.), в отличие от к-рого он, однако, трактовал это понятие как активное и динамич. начало, т. е. в нек-ром смысле «сверхбытие». Признание фундаментальной роли «отсутствия/небытия» и сопряженной с ним «пустоты/вместимости» (сюй), а также соответст­вующая проблематика и терминология сближали учение Ван Цзи с буддиз­мом (см. Буддизм) и даосизмом, что он открыто признавал, в частности прямо идентифицируя «доведение благосмыслия до конца» (чжи лян чжи) с буд. самоподготовкой к внутр. «просветлению».

Источники:
Ван Лун-си сяньшэн цюаньцзи (Полное собрание [сочинений] учителя Ван Лун-си). Тайбэй, 1970 (1-е изд. — 1822).

Литература:
Китайская философия. Энцик­лопедический словарь. М., 1994. С. 42–43; Кобзев А.И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983, указатель; Сун Мин ли-сюэ ши (История учения о принципе [эпох] Сун и Мин). Т. 2. Пекин, 1987. С. 272–283; Ямасита Рюдзи. О Рёкей рон (О Ван Лун-си) // Ниппон Тюго-ку гаккайхо. Т. 8. 1956; Chang Chung-yuan. «The Essential Source of Identity» in Wang Lung-ch’i’s Philosophy // PEW. 1973. Vol. 23. № 1–2. Р. 31–47; Мои Tsung-san. The Immediate Successor of Wang Yang-ming: Wang Lung-hsi and His theory of Ssu-Wu // PEW. 1973. Vol. 23. № 1–2. Р. 103–120; T’ang Chun-i. The Development of the Concept of Moral Mind from Wang Yang-ming to Wang Chi // Self and Society in Ming Thought. N.Y.; P., 1970. Р. 93–119; Take-hiko Okada. Wang Chi and the Rise of Existentialism // Ibid. p. 121–144; Tu Wei-ming. Humanity and Self-Cultivation: Essays in Confucian Thought. Berk., 1979. Р. 162–178.

Ст. опубл.: Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. / Гл. ред. М.Л.Титаренко; Ин-т Дальнего Востока. - М.: Вост. лит., 2006. Т. 1. Философия / ред. М.Л.Титаренко, А.И.Кобзев, А.Е.Лукьянов. - 2006. - 727 с. С. 180-181.

Автор:
 

Новые публикации на Синологии.Ру

Северная граница тангутского государства Си Ся по данным археологических и письменных источников
Император Китая в хакасской степи
К истории изучения чуских строф в советском китаеведении: 1950-1980-е годы
Тангутская империя на Шёлковом пути: из пучины забвения
Герои и сокровища нехоженых троп Восточного Туркестана


© Copyright 2009-2019. Использование материалов по согласованию с администрацией сайта.